[identity profile] bukky-boogwin.livejournal.com posting in [community profile] useless_faq
Существуют ли языки (не языки программирования, а обычные, разговорные), в которых обычное и исключающее ИЛИ обозначаются разными словами?

Date: 2010-07-19 09:21 pm (UTC)
From: [identity profile] vangerltd.livejournal.com
что за "обычное" или? оно вроде всегда взаимоисключающее.

Date: 2010-07-19 09:23 pm (UTC)
From: [identity profile] sithoid.livejournal.com
Обычное "или" (or): если верно А, Б или оба сразу, то утверждение верно.
Исключающее "или" (xor): если верно только А или только Б, то утверждение верно, а если ни одно или оба сразу - то ложно.

Date: 2010-07-19 09:26 pm (UTC)
From: [identity profile] lia-pol.livejournal.com
Боюсь, это не имеет прямого отношения к речи.

Date: 2010-07-19 09:39 pm (UTC)
From: [identity profile] unretrofied-flo.livejournal.com
еще как имеет)
в русской речи обычно это выделяется интонацией. попробуйте произнести "Муся, тебе купить газировку или чай?" а) с интонационным ударением на слово "купить"; б) с интонационными ударениями на слова "газировку" и "мороженное" сразу (для первого - с повышающейся интонацией, для второго - с понижающейся)

Date: 2010-07-19 09:40 pm (UTC)
From: [identity profile] unretrofied-flo.livejournal.com
*не мороженое, а чай в пункте б)
пардон

Date: 2010-07-19 09:25 pm (UTC)
From: [identity profile] lia-pol.livejournal.com
Как я понимаю, "исключающее ИЛИ" появилось именно в языках программирования, поэтому переводить его просто так в "разговорные" языки нельзя.
По сути: скорее речь об отрицании, напр.: ни ты, ни я - neither you, nor I.
В немецком, французском, шведском и турецком, насколько мне известно, ИЛИ одно.

Date: 2010-07-19 09:36 pm (UTC)
From: [identity profile] sithoid.livejournal.com
По-моему, "ни" - это скорее перевернутое "и", т.к. фраза "Ни ты, ни я этого не хотим" будет ложной, если хочет хотя бы один.

таксист-программист?

Date: 2010-07-20 04:47 am (UTC)
From: [identity profile] ausweis-ss.livejournal.com
вам шашечки или ехать?

Date: 2010-07-19 09:28 pm (UTC)
From: [identity profile] abzac-kakoj-to.livejournal.com
в русском языке есть слово либо, которое является по сути исключающим или.

Конструкция или Х или Y тоже значит исключающее или.

Date: 2010-07-19 09:54 pm (UTC)
From: [identity profile] baccara.livejournal.com
либо; или же; either/neither

Date: 2010-07-21 06:16 pm (UTC)
From: [identity profile] xen0n.livejournal.com
чем же оно исключающее?
Увижу, что ты пьешь либо куришь - выпорю!

вы после такого смело будете бухать и курить одновременно?

Date: 2010-07-19 09:46 pm (UTC)
From: [identity profile] mevamevo.livejournal.com
Не могу доказать (подтвердить документально и со ссылками), возможно, что это лишь моё заблуждение, но имеется стойкое ощущение, что в украинском языке союз "чи" является чаще включающим, а союз "або" - чаще исключающим. По словарям оба они означают "или", но моя скромная практика использования этого языка (сам я русскоязычный, но украинский знаю довольно хорошо), кажется, подтверждает этот факт. Это сугубое ИМХО!

А вот насчёт чего я уверен: в языке эсперанто имеется экспериментальный предлог kaŭ (то есть, он не является официальным, упоминается лишь в узкоспециализированных компьютерных словарях, понимается не всеми, но всё же реально используется в соответствующих контекстах), означающий однозначно "включающее или" (и/или). Он построен слиянием союзов kaj ("и") и aŭ ("или"), используется в тех случаях, где нужно подчеркнуть "включаемость". Обычный союз "aŭ" в простой речи может обозначать как включающее, так и исключающее "или", в этом случае противопоставление с kaŭ делает его только "исключающим" (чтобы подчеркнуть это, пишут malinkluziva aŭ). Ещё раз повторяю - это пока ещё не общепринятый, но уже реально используемый элемент языка.
(deleted comment)

Date: 2010-07-20 03:07 am (UTC)
From: [identity profile] old-surehand.livejournal.com
В польском союз lub - включающий (нейтральный), а albo - исключающий.
Пословица: nie pożyczaj, bo mozesz stracić pieniądze lub przyjaciela albo jedno i drugie.
Однако в конструкции "или ... или ..." (либо ... либо ...) используется только albo:
Albo rybka, albo akwarium (powiedzenie: nie można mieć wszystkiego naraz).

Date: 2010-07-21 07:59 am (UTC)
From: [identity profile] aeternia.livejournal.com
нет, в разговорной практике "або" и "чи" полностью взаимозаменяемы.

Date: 2010-07-24 05:24 pm (UTC)
From: [identity profile] don-ky.livejournal.com
нет, не полностью взаимозаменяемы.
Можно спросить "Ти будеш КАВУ чи ЧАЙ?" (ударение на слове каву и чай - если хочешь узнать, что именно хочет человек) или же Ти БУДЕШ каву чи чай? (ударение на слове будешь - если хочешь спросить в принципе, будет ли человек что-нибудь пить) но если спросить "Ти БУДЕШ каву або чай?", то ударение можно поставить только на слове будеш.
То есть "чи" может быть и включающим, и выключающим. Но "або" всегда исключающий.

Date: 2010-07-24 05:26 pm (UTC)
From: [identity profile] don-ky.livejournal.com
то есть нет, не всегда. но в случае вопроса, всегда :)

Date: 2010-07-21 09:24 am (UTC)
From: [identity profile] skyocean.livejournal.com
"чи" и "або" взаимозаменяемые. "Чи" еще переводится как частица "ли" "Чи э в цьому якийсь сенс?" - "Есть ли в этом какой-то смысл"

Date: 2010-07-22 09:22 pm (UTC)
From: [identity profile] mevamevo.livejournal.com
По словарям - взаимозаменяемы, да, а по моим ощущениям и опытам - всё-таки какая-то разница между ними есть. Про "ли" разговор тут не ведём.

Date: 2010-07-22 10:19 pm (UTC)
From: [identity profile] skyocean.livejournal.com
честно говоря в разговорной речи как-то на автомате вставляется либо Чи либо Або, возможно разница лишь в том чтоб не создавать в предложении награмождения согласный букв в окончании предшевствующего и начале последующего слов, есть такое свойство в украинском языке. В грамматике украинского мне никогде не попадалось правило, в котором бы четко описывалось, когда ставим тот или иной союз

Date: 2010-07-22 10:23 pm (UTC)
From: [identity profile] mevamevo.livejournal.com
Возможно, Вы и правы. Я с самого начала сказал, что это - лишь мои ощущения, возможно, неправильные.

Date: 2010-07-19 11:46 pm (UTC)
From: [identity profile] rwalk.livejournal.com
Вроде бы латинский еще никто не вспоминал (если его считать разговорным языком). Там включающее и исключающее "или" различаются: vel X vel Y означает X или Y, или оба, а aut X aut Y означает, или то или то, но не сразу.

+1

Date: 2010-07-20 02:34 am (UTC)
From: [identity profile] zloradskij.livejournal.com
правда римлянам это нихрена не помогло ни в математике ни в информационных технологиях.

Re: +1

Date: 2010-07-20 03:40 am (UTC)
From: [identity profile] exo-morph.livejournal.com
слишком далеки они были от народа))))

Date: 2010-07-20 02:41 am (UTC)
From: [identity profile] sduburuhnul.livejournal.com
Бывает побитовый XOR - Bitwise XOR так как это не логическая операция, то ее и нельзя применять логически. Других XOR не бывает насколько я знаю.

Date: 2010-07-20 07:12 am (UTC)
From: [identity profile] willys.livejournal.com
xor - это exclusive or. самая обычная логическая операция. называется ещё альтернативной дизъюнкцией.

Date: 2010-07-20 03:51 am (UTC)
From: [identity profile] maximkoo.livejournal.com
Сдается мне, что-то подобное есть в чешском языке. Nebo - обычное "или", а či - обычно подразумевает выбор одного из вариантов. Но это, конечно, не строго.

(deleted comment)

Date: 2010-07-20 07:29 am (UTC)
From: [identity profile] lyusha-d.livejournal.com
Выше объясняют - включающее, оно обычно таково в русском языке.

Date: 2010-07-20 06:19 am (UTC)
From: [identity profile] ikaktys.livejournal.com
в немецком:
или - oder
либо / либо - etweder / oder

Date: 2010-07-20 10:02 am (UTC)
From: [identity profile] gella4ka.livejournal.com
не очень поняла про обычное и исключающее "или" (не программист ни разу), но в латышском, к примеру, есть два отдельных слова для или - jeb и vai.
Для выбора между разными объектами пользуемся vai - pirmais vai otrais (первый или второй).
Если говорим о похожих объектах, делаем пояснения - jeb: vakances jeb darba piedāvājumi ("вакансии или предложения о работе")

Date: 2010-07-21 04:37 am (UTC)
From: [identity profile] zull.livejournal.com
про либо сказали
также или используется в варианте или ... или ...