[identity profile] edelveis8.livejournal.com posting in [community profile] useless_faq
читая в вики описание серий "разрушителей легенд" наткнулся на эту:

Если вода не имеет примесей во время разогрева (например, дистиллированная вода), то любая незначительная примесь вызовет её резкое вскипание, и она может выплеснуться из стакана (например, если опустить в стакан ложку). Полное описание и объяснение явления можно прочитать здесь (англ.) http://amasci.com/weird/microwave/voltage2.html#coffee.

с моим английским я там ничего не пойму. поэтому объясните, пожалуйста, почему из-за попадание примеси возникнет резкое вскипание воды.

Date: 2011-08-01 10:04 am (UTC)
From: [identity profile] ksbd.livejournal.com
http://translate.google.ru/#

Date: 2011-08-01 10:09 am (UTC)
From: [identity profile] aterentiev.livejournal.com
кипение - интенсивное парообразование в толще воды
пока примесей нет - пару образоваться негде, т.к. вода однородна
предмет/примесь же становится центром образования пузырьков пара, которые сами по себе провоцируют другие пузырьки - как цепная реакция

Date: 2011-08-01 10:52 am (UTC)
From: [identity profile] aamonster.livejournal.com
Можно, но не вдруг.
В общем, в первом приближении так:

Представьте себе пузырёк в воде. Про поверхностное натяжение слышали? Мыльные пузыри пускали? В общем, стенки пузырька норовят стянуться, и чем меньше пузырёк - тем больше в нём давление.

Чем выше давление - тем выше температура кипения воды (точнее, температура "равновесия" между водой и паром.
Итого, если вдруг в воде образовался маленький пузырёк - оказывается, что на его границах-то вода как раз не кипит, и пузырёк норовит потихоньку схлопнуться (водяной пар из него сконденсируется обратно на стенки - и нет пузырька).

Если пузырёк будет побольше - давление в нём будет поменьше, вода таки сможет в него испаряться, пузырёк станет ещё больше и так далее - лавинообразный процесс.

Итого, если нагреть воду выше 100 градусов, чтобы она закипела - надо ещё как-то насоздавать пузырьков. Например, сыпанув мусора.

А если перегрев сильный - при этом лишнее тепло сразу уйдёт на парообразование, получится резкое (опасное) вскипание.

Date: 2011-08-01 11:01 am (UTC)
From: [identity profile] isiliya.livejournal.com
а почему тогда уже кипящая вода перестает кипеть, если в неё, например, соли насыпать?

Date: 2011-08-01 11:10 am (UTC)
From: [identity profile] soldatovdd.livejournal.com
Энергия кипящей воду тратится на растворение соли, +плотность раствора увеличивается --> температура для закипания выше нужна.

Date: 2011-08-01 12:18 pm (UTC)
From: [identity profile] khathi.livejournal.com
Плюс соль сама по себе как правило холоднее ста градусов -- её ещё нагреть надо.

Date: 2011-08-01 07:31 pm (UTC)
From: [identity profile] zxzxzx2004.livejournal.com
Температура кипения солёной воды тоже 100 градусов, насколько я помню.

Date: 2011-08-01 07:45 pm (UTC)
From: [identity profile] soldatovdd.livejournal.com
http://www.danilko.by.ru/note/haphazardly/ksu.html

Date: 2011-08-02 04:54 am (UTC)

Date: 2011-08-01 07:34 pm (UTC)
From: [identity profile] zxzxzx2004.livejournal.com
Может просто теплоёмкость увеличивается, поэтому после охлаждения от соли, дольше нагревается до 100.

Date: 2011-08-01 11:29 am (UTC)
From: [identity profile] aamonster.livejournal.com
1. Раз она уже кипит - значит, не перегрета.
2. У рассола температура кипения выше, чем у воды.
Итого, когда соль растворилась - надо нагреть ещё на несколько градусов.

Date: 2011-08-01 10:14 am (UTC)
From: [identity profile] riazhenka.livejournal.com
Т.е. дистиллированная по самое не могу вода в идеально гладком сосуде не закипит никогда?

Date: 2011-08-01 10:18 am (UTC)
From: [identity profile] aterentiev.livejournal.com
Идеально сферическая вода в гладком вакууме - да, равно как и не замерзнет. На самом деле есть неравномерное движение молекул и в какой-то момент это движение (или чихание человека на другой стороне Луны) спровоцирует неравномерность плотности жидкости, что послужит центром парообразования/кристаллизации.

Date: 2011-08-01 05:28 pm (UTC)
From: [identity profile] alga.livejournal.com
Нет, только пока не прилетит космическая частица с достаточной энергией

http://ru.wikipedia.org/wiki/Пузырьковая_камера

Date: 2011-08-01 10:10 am (UTC)
From: [identity profile] mun4uk.livejournal.com
из-за различной теплоемкости, кмк

Date: 2011-08-01 10:10 am (UTC)
From: [identity profile] nickel3000.livejournal.com
http://ru.wikipedia.org/wiki/Кипение
или гуглите "перегретая жидкость"

Date: 2011-08-01 09:02 pm (UTC)
From: [identity profile] xen0n.livejournal.com
аналогично можно погуглить про переохлажденную жидкость. И барный фокус с моментальным замораживанием бутылки от одного удара.

Date: 2011-08-01 10:12 am (UTC)
From: [identity profile] riazhenka.livejournal.com
Да просто получившийся раствор окажется перегретым относительно своей собственной температуры кипения.
То же самое будет, если вы резко откроете скороварку или даже просто сдернете клапан: вода, нагретая до температуры, при которой она кипит при нормальном давлении, в скороварке не кипит, потому что в ней повышенное давление. Но как только давление над поверхностью этой воды становится атмосферным, вода оказывается перегретой и резко вскипает.

Date: 2011-08-01 10:24 am (UTC)
From: [identity profile] wampirusya.livejournal.com
Теперь понятно, почему спокойно кипящая вода резко вскипает, если туда насыпать ложку соли :)

Date: 2011-08-01 10:29 am (UTC)
From: [identity profile] wampirusya.livejournal.com
Каждый раз, когда варю спагетти, наблюдаю этот эффект :)

Date: 2011-08-01 10:24 am (UTC)
From: [identity profile] apocalypsejrnl.livejournal.com
Вроде как при обычном кипячении на дне сосуда образуются пузырьки пара, которые поднимаются и уносят часть тепла в атмосферу тем самым охлаждают жидкость до температуры кипения 100 градусов.
А когда вода нагревается в микроволновке этого процесса не происходит и вода нагревается гораздо выше температуры кипения. если положить посторонний предмет в воду или сыпануть чего-нибудь мелкодисперсного, это приведет к образованию множества пузырьков, но из-за того что энергии в воде накоплено гораздо больше пузырьки будут моментально расширяться и взрываться тем самым расплескав жидкость.

Date: 2011-08-01 12:21 pm (UTC)
From: [identity profile] khathi.livejournal.com
Нет, в данном случае отличий никаких нет. Просто в микроволновке воду обычно кипятят в стеклянных или керамических сосудах которые гораздо более твёрдые и потому как правило гораздо более гладкие, чем обычная люминёевая кастрюля или пластиковый чайник. А значит на их стенках меньше микронеровностей, на которых идёт парообразование. Потому воду в стеклянном стакане и легче перегреть.
(deleted comment)

Date: 2011-08-01 11:09 am (UTC)
From: [identity profile] ermiak.livejournal.com
Например, если вовремя выключить и насыпать растворимый кофе получится авторазмешивание

А если выключить невовремя, то вместо авторазмешивания при попадении кофе произойдет бурное закипание:)

Date: 2011-08-02 05:55 am (UTC)
From: [identity profile] ikaktys.livejournal.com
а так же неприятные, очень, когда пихание ложки в чашку, или особенно насыпание сахара вызывает бурное вскипание, выплескивание воды на руку держащую кружку, бурные крики "ай, б..я !" и бросание кружки в произвольную сторону.

Date: 2011-08-02 06:03 am (UTC)
From: [identity profile] ikaktys.livejournal.com
ненене, прикол в том что как уже выше сказали нагревать воду "спокойно", т.е. чистая кружка с чистой водой в микроволновке, и ничего никуда не переливать, при переливании уже сильное перемешивание. Особенно эффектно в новом стеклянном стакане, у него стенки еще чистые и гладкие. Из такого иногда более половины воды "выпригивает", бывает что уже и при доставании.

Date: 2011-08-02 06:33 am (UTC)
From: [identity profile] ikaktys.livejournal.com
ну да, один раз кипеть начало и все, пока температура ниже температуры кипения не упала - продолжало, потом все, это не минералка с газом.

Date: 2011-08-05 01:42 am (UTC)
From: [identity profile] forest1333.livejournal.com
Когда примесь добавляешь, состав жидкости меняется. А разные жидкости при разной температуре вскипают.