Забавно читать версии некоторых авторов о природе связи на ж/д. Там все значительно проще и прозаичнее. Действительно, гектометровый диапазон (2,13 МГц и 2,15 МГц) используется по всей бывшей территории СССР. Модуляция ЧМ с девиацией 1,5 кГц. Мощность не более 14 Вт у стационарных радиостанций нового поколения (РС-46М Владимирская и РС-46МЦ Ижевская), 10 Вт у радиостанций старого парка. В парке действующих станций их находится в настоящий момент около десятка тысяч шт, да еще раза в три больше этого количества - на локомотивах. Поэтому одномоментно заменить весь этот парк на какие-либо более эффективные виды модуляции нереально. Поэтому и наследуем этот старый геморрой совместимости, всаживая при разработке ЧМ и ориентируясь на диапазоны, на которые у МПС есть разрешение на использование на первичной основе. А связь на этих частотах - это отдельная песня. В основном используется эффект направляющей линии, которую исторически на железке называют волноводом. Сам волновод - это медненная стальная проволока 4 или 6 мм диаметром, подвешенная на деревянных траверсах на опорах контактной сети, пониже и сбоку от контактного провода. Этот волновод возбуждается индуктивной запиткой проводом связи (который не путать с антенной) длиной 1/4 длины волны. Далее все это поле распространяется между рельсами и волноводом как по обычной длинной линии. Согласование осуществляется обычно на опоре с помощью согласующего устройства, иногда применяется прямое подключение к волноводу через линейный трансформатор. Так вот, связь таким способом с приемлемой разборчивостью осуществляется на расстояние перегон вперед- перегон назад (перегон 10 - 20 км, бывает и меньше и чуть больше , но реже). А больше и не надо, ибо ДСП управляет движением только в пределах своих перегонов, дальше по пути следования эстафету принимает другой ДСП и т.д. В управление движением может вмешаться ДНЦ из ЕДЦУ. Машинист может работать тоже с ДСП и ДНЦ. Доступ ДНЦ к радиостанциям устроен довольно сложно. Сидя, скажем в Москве, он по каналам связи (оптика) доходит до нужного пункта, там из оптики перегоняется в электрику по Е1, расшнуровывается на канальный уровень ТЧ 300-3400 Гц, который подключается к радиостанции. Доступ адресный и включится от ДНЦ только одна радиостанция с нужным адресом и уже управляя ее приемеопередатчиком ДНЦ осуществляет переговоры с машинистом (или с ДСП при необходимости). В обратную сторону картина зеркальная. Изложено здесь все в сильно упрощенном виде, в реале это все устроено довольно замысловато. Сама идеология и структура разработаны давно, меняются только среды распространения сигнала (оптика), средства коммутации и управления. Про 160 МГц, 330 МГц и 430 МГц, если есть интерес, можно расписать отдельно, как и про связь на ГМВ без волновода или через разную другую экзотику.
no subject
Забавно читать версии некоторых авторов о природе связи на ж/д. Там все значительно проще и прозаичнее. Действительно, гектометровый диапазон (2,13 МГц и 2,15 МГц) используется по всей бывшей территории СССР. Модуляция ЧМ с девиацией 1,5 кГц. Мощность не более 14 Вт у стационарных радиостанций нового поколения (РС-46М Владимирская и РС-46МЦ Ижевская), 10 Вт у радиостанций старого парка. В парке действующих станций их находится в настоящий момент около десятка тысяч шт, да еще раза в три больше этого количества - на локомотивах. Поэтому одномоментно заменить весь этот парк на какие-либо более эффективные виды модуляции нереально. Поэтому и наследуем этот старый геморрой совместимости, всаживая при разработке ЧМ и ориентируясь на диапазоны, на которые у МПС есть разрешение на использование на первичной основе.
А связь на этих частотах - это отдельная песня. В основном используется эффект направляющей линии, которую исторически на железке называют волноводом. Сам волновод - это медненная стальная проволока 4 или 6 мм диаметром, подвешенная на деревянных траверсах на опорах контактной сети, пониже и сбоку от контактного провода. Этот волновод возбуждается индуктивной запиткой проводом связи (который не путать с антенной) длиной 1/4 длины волны. Далее все это поле распространяется между рельсами и волноводом как по обычной длинной линии. Согласование осуществляется обычно на опоре с помощью согласующего устройства, иногда применяется прямое подключение к волноводу через линейный трансформатор.
Так вот, связь таким способом с приемлемой разборчивостью осуществляется на расстояние перегон вперед- перегон назад (перегон 10 - 20 км, бывает и меньше и чуть больше , но реже). А больше и не надо, ибо ДСП управляет движением только в пределах своих перегонов, дальше по пути следования эстафету принимает другой ДСП и т.д. В управление движением может вмешаться ДНЦ из ЕДЦУ. Машинист может работать тоже с ДСП и ДНЦ. Доступ ДНЦ к радиостанциям устроен довольно сложно. Сидя, скажем в Москве, он по каналам связи (оптика) доходит до нужного пункта, там из оптики перегоняется в электрику по Е1, расшнуровывается на канальный уровень ТЧ 300-3400 Гц, который подключается к радиостанции. Доступ адресный и включится от ДНЦ только одна радиостанция с нужным адресом и уже управляя ее приемеопередатчиком ДНЦ осуществляет переговоры с машинистом (или с ДСП при необходимости). В обратную сторону картина зеркальная. Изложено здесь все в сильно упрощенном виде, в реале это все устроено довольно замысловато. Сама идеология и структура разработаны давно, меняются только среды распространения сигнала (оптика), средства коммутации и управления.
Про 160 МГц, 330 МГц и 430 МГц, если есть интерес, можно расписать отдельно, как и про связь на ГМВ без волновода или через разную другую экзотику.