По "владыке Проппу" :)), Баба-Яга - один из самых древних пра-славянских мифологических персонажей. Она не старуха и не молодая, она вообще не имеет возраста. Ее избушка символизирует границу между мирами - "явью" и "навью". Именно поэтому избушку заставляют повернуться дверью к пришедшему (просто обойти ее ни у кого не получится). Сама Баба-Яга носит признаки живого и мертвого одновременно. У нее не случайно "костяная нога", а избушка так мала, что ведьма "носом в порог уперлася, зубы на полку положила": Яга символизирует "живого мертвеца" в гробу, позволяющего ибранным пересечь границу мира мертвых. А еще в неадаптированных вариантах сказок можно найти упомнание о том, что Яга, несмотря на внешнее безобразие, снабжена впечатляющим набором женских признаков и по отношению к главному герою выступает как... кхм... весьма темпераментная женщина :)) Поэтому Пропп рассматривает ее еще и как образ вечной "пра-матери всего живого"...
на первом или втором курсе изучали того самого Проппа, сидели в публичке с 9 и до 9... одна из однокурсниц таки изрекла: ПРОППОДИ ОНО ВСЕ ПРОППОДОМ! :)
На грани двух миров, светлого и тёмного, посреди дремучего леса издревле векует в странной избушке старуха с крючковатым носом и вороном на плече. Обитает бабуля в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей, «на заборе - черепа, вместо засова - человеческая нога, вместо запоров - руки, вместо замка - рот с острыми зубами». Временами злобная ведьма налетает на Русь, несёт с собой мор людей и падёж скота, похищает детей. Иной раз и к ней заглядывают гости с Руси. Одних Яга пытается съесть, других привечает, помогает советом и делом, предсказывает судьбу. Яга имеет обширные знакомства в живом и мёртвом царствах, свободно посещает их. Есть мнение, что сказочный образ Яги возник в русском народном творчестве как результат многовекового взаимодействия славянской и финно-угорской культур. Постоянное место обитания Яги - дремучий лес. Живёт она в избушке на курьих ножках, такой маленькой, что лёжа в ней, Яга занимает всю избу. Подходя к ней, герой обычно говорит: «Избушка-избушка, встань к лесу задом, ко мне передом!» Поворачивается избушка, а в ней баба Яга: «Фу! Русским духом пахнет... Ты, добрый молодец, от дела лытаешь или дела пытаешь?» Тот её отвечает: «Ты, старая, прежде напои, накорми, а потом спрашивай». Сказка эта могла быть придумана людьми, хорошо знакомыми с бытом обских угров. Фраза о русском духе попала в неё не случайно. Дёготь, широко применявшийся русскими для пропитки кожаной обуви, сбруи и корабельных снастей, раздражал чуткое обоняние таёжников, употреблявших для пропитки обуви гусиный и рыбий жиры. Гость, зашедший в юрту в «смазных сапогах», оставлял после себя стойкий запах «русского духа». Таинственная избушка на курьих ножках не что иное, как широко известный на Севере «лабаз» или «чамья» - тип хозяйственной постройки на высоких гладких столбах, предназначенной для сохранения снастей и припасов от мышей и хищников. Лабазы всегда ставятся «к лесу задом, к путнику передом», чтобы вход в него находился со стороны реки или лесной тропы. Небольшие охотничьи лабазы иногда делаются на двух-трёх высоко спиленных пнях - чем не курьи ножки? Ещё больше похожи на сказочную избушку небольшие, без окон и дверей, культовые амбарчики в ритуальных местах - «урах». В них обычно находились куклы-иттармы в меховой национальной одежде. Кукла занимала собой почти весь амбарчик; может быть, именно поэтому избушка в сказках всегда мала для Бабы Яги? Точнее, бабе-в-яге, поскольку «ягой», называется меховая доха.
А вот ещё одна версия появления на свет Бабы Яги. «Яга» с тюркского переводится как «старейшина». В III веке до н.э. из приволжских просторов хлынули через Дон «женоуправляемые» сарматы, кочевые племена, родственные скифам. «Во главе полчищ, застилающих тучами край неба, верхом не коне скачет Хозяйка Степи». «Девичье Царство» сарматов обосновалось в северном причерноморье. Сарматская Царь-девица из русских сказок заставляла Ивана-царевича жениться на ней, угрожая его отцу: «Я всё царство побью, попленю, головнёй покачу». Почти пятьсот лет Яга держала в повиновении все соседние народы, вытрясая дань и опустошая земли. Но в начале I века н.э. Русь снова окрепла и усмирила своих «женоуправляемых» соседей, после чего образовался славяно-сарматский союз; и уже со II века н.э. античные историки смешивают в летописях сколотов-скифов и сарматов, не видя между ними различия. Так, считают многие исследователи, благодаря взаимопроникновению культур со временем сложился древнеславянский эпос. Яги - колдуньи-отшельницы - почитались у северных народов во времена матриархата. Становились ими либо безбрачные девицы, либо молодые бездетные вдовы. К ним, в глухой лес, отправляли селяне юношей для прохождения обряда инициации. Юноша, стоящий на пороге совершеннолетия, должен был найти избушку без окон и дверей, с головой жертвенного животного на коньке. В этой избушке и ждала его жрица - колдунья Яга. Она совершала обряд посвящения юноши в воина, во время которого были задействованы магические предметы, широко применяемые современниками Яги в быту: ступа и метла. Обряд посвящения - один из наиболее древних обрядов. Проводится он в полнолуние, канун колдовского праздника. В лесу на поляне - магический круг. Ни дуновения - пламя горит в безветрие ровно. Постепенно собирается туман и формирует пирамиду над магическим кругом. Место для ритуала готово. Посвящение знаменует психологический переход рубежа, за которым новая сфера, новые знания, новые возможности. Посвящаемый переживает тяжёлые испытания, символическую смерть, за которой следует символическое рождение. Пребывание группы мальчиков во власти демонической старухи в сказках отразилось как проглатывание героя чудовищем с последующим его освобождением. При этом он рождается, будучи уже новой личностью, обладающей новым знанием, новой мудростью. Много новых открытий сделано и в области литературных источников. К примеру, сказка о Царевне-лягушке на самом деле ни что иное как миф о слиянии различных племён - южных славян и мерян, поклонявшихся земноводным. Иван-царевич, уничтоживший в огне лягушачью шкуру, осквернил тем самым божество, которому поклонялась его супруга. За это она была похищена Кощеем, символизирующим у древних хозяина царства мёртвых, а Ивану-царевичу для её возврата понадобилась помощь Бабы-Яги, то есть прохождение обряда инициации (обращение в религию другого племени).
no subject
Date: 2004-01-25 11:16 pm (UTC)no subject
Date: 2004-01-26 02:00 am (UTC)одна из однокурсниц таки изрекла:
ПРОППОДИ ОНО ВСЕ ПРОППОДОМ!
:)
no subject
Date: 2004-01-26 03:03 am (UTC)Я его с огромным удовольствием, помнится, конспектировала. :))
no subject
Date: 2004-01-27 02:05 am (UTC)Есть мнение, что сказочный образ Яги возник в русском народном творчестве как результат многовекового взаимодействия славянской и финно-угорской культур. Постоянное место обитания Яги - дремучий лес. Живёт она в избушке на курьих ножках, такой маленькой, что лёжа в ней, Яга занимает всю избу. Подходя к ней, герой обычно говорит: «Избушка-избушка, встань к лесу задом, ко мне передом!» Поворачивается избушка, а в ней баба Яга: «Фу! Русским духом пахнет... Ты, добрый молодец, от дела лытаешь или дела пытаешь?» Тот её отвечает: «Ты, старая, прежде напои, накорми, а потом спрашивай».
Сказка эта могла быть придумана людьми, хорошо знакомыми с бытом обских угров. Фраза о русском духе попала в неё не случайно. Дёготь, широко применявшийся русскими для пропитки кожаной обуви, сбруи и корабельных снастей, раздражал чуткое обоняние таёжников, употреблявших для пропитки обуви гусиный и рыбий жиры. Гость, зашедший в юрту в «смазных сапогах», оставлял после себя стойкий запах «русского духа».
Таинственная избушка на курьих ножках не что иное, как широко известный на Севере «лабаз» или «чамья» - тип хозяйственной постройки на высоких гладких столбах, предназначенной для сохранения снастей и припасов от мышей и хищников. Лабазы всегда ставятся «к лесу задом, к путнику передом», чтобы вход в него находился со стороны реки или лесной тропы. Небольшие охотничьи лабазы иногда делаются на двух-трёх высоко спиленных пнях - чем не курьи ножки? Ещё больше похожи на сказочную избушку небольшие, без окон и дверей, культовые амбарчики в ритуальных местах - «урах». В них обычно находились куклы-иттармы в меховой национальной одежде. Кукла занимала собой почти весь амбарчик; может быть, именно поэтому избушка в сказках всегда мала для Бабы Яги? Точнее, бабе-в-яге, поскольку «ягой», называется меховая доха.
Здорово.
продолжение
Date: 2004-01-27 02:06 am (UTC)Яги - колдуньи-отшельницы - почитались у северных народов во времена матриархата. Становились ими либо безбрачные девицы, либо молодые бездетные вдовы. К ним, в глухой лес, отправляли селяне юношей для прохождения обряда инициации. Юноша, стоящий на пороге совершеннолетия, должен был найти избушку без окон и дверей, с головой жертвенного животного на коньке. В этой избушке и ждала его жрица - колдунья Яга. Она совершала обряд посвящения юноши в воина, во время которого были задействованы магические предметы, широко применяемые современниками Яги в быту: ступа и метла.
Обряд посвящения - один из наиболее древних обрядов. Проводится он в полнолуние, канун колдовского праздника. В лесу на поляне - магический круг. Ни дуновения - пламя горит в безветрие ровно. Постепенно собирается туман и формирует пирамиду над магическим кругом. Место для ритуала готово. Посвящение знаменует психологический переход рубежа, за которым новая сфера, новые знания, новые возможности. Посвящаемый переживает тяжёлые испытания, символическую смерть, за которой следует символическое рождение. Пребывание группы мальчиков во власти демонической старухи в сказках отразилось как проглатывание героя чудовищем с последующим его освобождением. При этом он рождается, будучи уже новой личностью, обладающей новым знанием, новой мудростью.
Много новых открытий сделано и в области литературных источников. К примеру, сказка о Царевне-лягушке на самом деле ни что иное как миф о слиянии различных племён - южных славян и мерян, поклонявшихся земноводным. Иван-царевич, уничтоживший в огне лягушачью шкуру, осквернил тем самым божество, которому поклонялась его супруга. За это она была похищена Кощеем, символизирующим у древних хозяина царства мёртвых, а Ивану-царевичу для её возврата понадобилась помощь Бабы-Яги, то есть прохождение обряда инициации (обращение в религию другого племени).