[identity profile] cofe-tv.livejournal.com posting in [community profile] useless_faq
А вот интересно - как может человек доказать, что земля круглая? Но не пользуясь достижениями космонавтики... Как доказать? Ну допустим, человек может идти вперед и в конце концов обойдет землю вокруг - и вернется к тому же месту. Но для многих это доказательством не будет - а вдруг этот человек просто шел не очень прямо, т.е. он дал кругаля --- например я могу бежать по кругу вокруг стадиона и через пару минут вернусь к месту старта, но это ничего не значит.

Может ли, например, муравей понять, что он находится на шаре? Или для него это будет плоскость?

Date: 2006-10-10 08:06 am (UTC)
From: [identity profile] gvadelupa.livejournal.com
Было около недели назад.

Date: 2006-10-10 08:07 am (UTC)
From: [identity profile] nianess.livejournal.com
Наличие горизонта.

Date: 2006-10-10 08:11 am (UTC)
From: [identity profile] e-astra.livejournal.com
не убедительно. блин тоже имеет диаметр. и край. Докажите, что горизонт - это не край земли?

Date: 2006-10-10 08:23 am (UTC)
From: [identity profile] nianess.livejournal.com
Какой бы огромный блин не был, вы сможете дойти до его края.А попробуйте дойти до горизонта.

Date: 2006-10-11 07:08 am (UTC)
From: [identity profile] e-astra.livejournal.com
если не дойду, значит "блин" просто слишком большой.

Date: 2006-10-10 08:26 am (UTC)
From: [identity profile] never-m.livejournal.com
см качент ниже)

Date: 2006-10-10 08:26 am (UTC)
From: [identity profile] never-m.livejournal.com
т.е. камент)

Date: 2006-10-10 08:26 am (UTC)
From: [identity profile] nianess.livejournal.com
сколько бы ты не шел к горизонту, он не приближается.

Date: 2006-10-10 08:09 am (UTC)
From: [identity profile] wollsen.livejournal.com
во-первых, есть классический, из учебников, пример - когда корабль скрывается за горизонтом. т.е. наш мир имеет значительный, но измеримый радиус кривизны.
его можно вычислить, вооружившись математическим аппаратом.
Например, уходящий за горизонт корабль, дающий свою дистанцию до наблюдателя и наблюдатель, измеряющий высоту корабля над горизонтом. таким образом можно вычислить часть дуги окружности.
кажется, так.

Date: 2006-10-10 09:29 am (UTC)
From: [identity profile] yashunsky.livejournal.com
У Пратчетта для Плоского Мира приводилось аналогичное рассудение: что если корабль исчезает за горизонтом, это, скорее всего, обозначает, что он действительно звалился за край диска :)

Date: 2006-10-10 09:33 am (UTC)
From: [identity profile] wollsen.livejournal.com
да, это просто замечательное рассуждение.

Date: 2006-10-10 08:10 am (UTC)
From: [identity profile] mep3abeli.livejournal.com
Не пользуясь достижениями космонавтики можно. При помощи навигационных приборов.

Date: 2006-10-10 08:23 am (UTC)
From: [identity profile] sezam_lj.livejournal.com
По увеличению радиуса обзора при подъёме на какую-нибудь гору, например. Кто-то из древних греков определил по углу наклона солнечных лучей в двух пунктах на одном меридиане в одно время. Точными геодезическими измерениями на больших дистанциях (например, сумма углов треугольника на плоскости и на сфере разная) Правда, затруднительно определить точную форму, для этого много измерений надо делать.

Date: 2006-10-10 08:30 am (UTC)
From: [identity profile] dan78.livejournal.com
Элементарно, Ватсон. Подходим к берегу моря и смотрим на отплывающий парусник. Спарва мы видим весь корабль, но по мере удаления нижняя часть постепенно скрывается! И вскоре, при достаточном удалении, мы едва-едва видим кончики парусов. Это потому, что корабль скрывается за изгибом земной поверхности.

Ну, и другие фокусы с линией горизонта ... :))))

Date: 2006-10-10 08:31 am (UTC)
From: [identity profile] gogaxxx.livejournal.com
Это что! По последним данным Земля вообще полая, а мы живём внутри.

Date: 2006-10-10 08:37 am (UTC)
From: [identity profile] santaqu.livejournal.com
По наличию силы Кориолиса

Date: 2006-10-10 09:16 am (UTC)
From: [identity profile] sxakludant.livejournal.com
это не надо доказывать ето можно просто показать.. Курить маятник Фуко

Date: 2006-10-10 09:41 am (UTC)
From: [identity profile] ortemko.livejournal.com
А после какой затяжки открывается истина?

Date: 2006-10-10 08:58 am (UTC)
From: [identity profile] maxcom.livejournal.com
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%A4%D1%83%D0%BA%D0%BE

Date: 2006-10-10 11:07 am (UTC)
From: [identity profile] mr-pif.livejournal.com
Ну и при чем тут маятник Фуко? Если земля будет представлять собой плоский вертящийся блин, маятник Фуко будет двигаться точно так же. Вопрос не в том, чтобы доказать вращение Земли, вопрос в том, чтобы доказать ее форму. А форму Земли маятник Фуко не объясняет.

Date: 2006-10-10 11:13 am (UTC)
From: [identity profile] maxcom.livejournal.com
Нужно проводить опыты с маятником Фуко в разных точках земли. Из этого можно определить ее форму

Date: 2006-10-10 11:32 am (UTC)
From: [identity profile] mr-pif.livejournal.com
Понятно. Но все таки гораздо проще лежать на берегу моря, пить пиво и смотреть на отплывающий корабль :)

Date: 2006-10-10 09:27 am (UTC)
From: [identity profile] styzha.livejournal.com
всем любителям горизонта! он не доказывает шарообразность.
он лишь показывает выпуклость на небольшом участке поверхности.

Date: 2006-10-10 09:45 am (UTC)
From: [identity profile] ortemko.livejournal.com
Плазменные широкоэкранные модели уже без всякой выпуклости.

Date: 2006-10-10 11:15 am (UTC)
From: [identity profile] ambarka.livejournal.com
согласен.
и про маятник - почему земле-блину не быть немного выпуклой и не крутиться - маятник будет тоже самое показыать.
Тень от земли круглая на луне - так блин то круглый :)
Итого: земля могла быть не шар, ведь может быть слоны бегают по черепахе, или черепаха сдерела и крутиться на месте в океане-вселенной :)

Date: 2006-10-10 11:19 am (UTC)
From: [identity profile] ambarka.livejournal.com
а чтобы шарообразность доказать - хотя бы прибизетельно, по моему нужно "обползать" изучаемый объект по некоему агоритму. другими словами доказать примерно одинаковую выпуклость на всей поверхности земли.

Date: 2006-10-10 11:25 am (UTC)
From: [identity profile] ambarka.livejournal.com
"обползать" землю, трогая выпоклости руками, необходимо делать используя текс из рекламы стиморол: "- айс? - не,... не айс..." / "айс!!" - в данном случае "айс" заменить на "кругая"

Date: 2006-10-10 11:41 am (UTC)
From: [identity profile] styzha.livejournal.com
потом опять же когда горизонт образуют горы. где тут вывод о шаре?

Date: 2006-10-10 02:24 pm (UTC)
From: [identity profile] ambarka.livejournal.com
хм... а действительно...
если муравей не умеет летать сколь угодно высоко над землей - горизонт для него будет всегда не ахти какой. вот высоколетящая птица - она бы догадалась что земля круглая. а муравей.... подозреваю, муравья не должна интересовать круглость земли :)

хотя...
нам ведь нужно доказать круглость без учета высоты, или третьей координаты.
муравью нужно сконструировать устройство, типа шагомер+комапс, которое будет учитывать(запоминать) только горизонтальные перемещения (перпендикулярные силе тяжести) и направлять муравья строго по прямой. Таким образом бегая по какой то довольно боольшой области, можно сделать вывод о выпуклости или впуклости или плоскостности :)

Например: 1) пробежать 4-ре стороны большого квадрата (бежать гораздо больше высоты гор), рисуя палочкой след. 2)из середины какой то стороны квадрата бежать перпендикулярно к другой стороне. 3) если в пункте 2 пробежали больше чем строна квадрата => значит или впукло или выпукло... но уж точно не плоско!

А вот как определить точно на внутренней поверхности мы находимся или на внешней... ? подозреваю, муравья это не должно волновать :)

Date: 2006-10-10 11:30 am (UTC)
From: [identity profile] styzha.livejournal.com
вобщем тот кто догадался о шарообразности либо угадал, либо обладал еще какими-либо знаниями.

Date: 2006-10-10 02:58 pm (UTC)
From: [identity profile] oldporuchik.livejournal.com
есть такое доказательство шарообразности:
некий секретный объект решили обнести забором, допустим круглым в плане.
потом решили, что одного забора мало и построили другой, на некотором расстоянии от первого. заметим, что второй забор длиннее первого и на него пошло больше материала.
если этот процесс пойдет дальше, то вдруг неожиданно окажется, что очередной забор получился короче предыдущего и на него ушло меньше материало. а следующий - еще короче. Такой эффект возможен, если секретный объект находится не на плоскости, а на объемном теле.
Аналогичное доказательство можно испльзовать для определения наличия 4-го измерения :)
(deleted comment)

Date: 2006-10-10 04:32 pm (UTC)
From: [identity profile] oldporuchik.livejournal.com
когда вместо забора на плоскости строят сферу в пространстве.
если существует 4-е измерение, то в какой-то момент следующая сфера получится меньше предыдущей.
А может еще и про секретный объект рассказать?