http://clean-blood.livejournal.com/ ([identity profile] clean-blood.livejournal.com) wrote in [community profile] useless_faq2008-04-09 02:56 pm

Счётчик Гейгера

Почему трещит счетчик Гейгера?
В фильмах, в играх(настоящий пока не видел) - всегда, чтобы показать, что уровень радиации зашкаливает, вместо того, чтобы показать дисплей с цифирями, раздается треск.
Что там трещит-то?

пользуйте Википедию

[identity profile] porosja.livejournal.com 2008-04-09 09:06 am (UTC)(link)
Счётчик Ге́йгера, счётчик Ге́йгера—Мю́ллера — газоразрядный прибор для подсчёта числа попавших в него ионизирующих частиц. Представляет собой газонаполненный конденсатор, пробивающийся при пролёте ионизирующей частицы через объём газа.

Re: пользуйте Википедию

[identity profile] porosja.livejournal.com 2008-04-09 09:17 am (UTC)(link)
"Представляет собой газонаполненный конденсатор, пробивающийся при пролёте ионизирующей частицы через объём газа"
Вот когда происходит этот самый "пробой", слышен щелчок. Чем больше частиц проходит сквозь этот конденсатор, тем чаще возникают щелчки. Существуют радиометры и с цифровой индикацией или стрелочной, но звуковая так же присутствует.

Re: пользуйте Википедию

[identity profile] ex-ex-ex-ab.livejournal.com 2008-04-09 09:17 am (UTC)(link)
каждая частица даёт разряд и щелчок в динамике (наушниках). раньше тупо считали щелчки за промежуток времени.
потом приделали счётчик.

[identity profile] lolaguna.livejournal.com 2008-04-09 09:08 am (UTC)(link)
а что удивляет?
он действительно щелкает, чем сильнее превышение нормы - тем чаще щелчки, в итоге в треск превращается при значительном превышении

[identity profile] porosja.livejournal.com 2008-04-09 09:19 am (UTC)(link)
щелкает тот самый конденсатор, на основе которого построен этот самый прибор. никогда не пробовали подключить заряженный полярный конденсатор к динамику или наушнику? при замыкании цепи происходит щелчок, вот и в этом приборе все тоже самое.

[identity profile] stuka.livejournal.com 2008-04-09 09:08 am (UTC)(link)
Счетчик Гейгера-Мюллера устроен таким образом, что при попадании на трубку детектора нейтрона( гамма частицы), кратковременно замыкается цепь, что в наушник передается, как кратковременный щелчек.
Больше щелчков - больше частиц за единицу времени.

[identity profile] john-jack.livejournal.com 2008-04-09 09:10 am (UTC)(link)
Гамма-частица есть не нейтрон, а фотон. Нейтроны вне ядра атома практически не существуют.

[identity profile] stuka.livejournal.com 2008-04-09 09:19 am (UTC)(link)
альфа - электрон
бета - ядро гелия
Гамма - нейтрон
(deleted comment)

[identity profile] stuka.livejournal.com 2008-04-09 09:30 am (UTC)(link)
согласен, спутал
каюсь

[identity profile] the-wax.livejournal.com 2008-04-09 09:29 am (UTC)(link)
Вы всё перепутали %))

[identity profile] wisegrey.livejournal.com 2008-04-09 09:48 am (UTC)(link)
альфа - ядро гелия
бета - электрон или позитрон
Гамма - фотон

[identity profile] krolchatina.livejournal.com 2008-04-09 09:22 am (UTC)(link)
В школьной физике изучают квантово-волновой дуализм между прочим )

[identity profile] the-wax.livejournal.com 2008-04-09 09:30 am (UTC)(link)
ну, это примерно оно и есть.

[identity profile] krolchatina.livejournal.com 2008-04-09 09:31 am (UTC)(link)
да-да, корпускулярно-волновой.
заключающийся в том, что свет, допустим, можно рассматривать как волну, так и поток частиц. соответственно, гамма-лучи они же гамма-частицы - это коротковолновый свет и одновременно фотоны с высокой энергией.

[identity profile] demjano.livejournal.com 2008-04-09 09:28 am (UTC)(link)
просветитесь на досуге о пользе фотонов для сельского хозяйства страны

[identity profile] poluson.livejournal.com 2008-04-09 08:45 pm (UTC)(link)
засеем фотонами нетронутую целину!

[identity profile] ausweis-ss.livejournal.com 2008-04-09 09:32 am (UTC)(link)
ЭМ излучение, гамма излучение и фотон - это один фиг глобально

[identity profile] stuka.livejournal.com 2008-04-09 09:18 am (UTC)(link)
это вы на отличненько еба..., а ничего что фотонов вокруг нас лётает дофига и больше,
путаем с альфой, эт она электрон,и далее согласно теории корпускулярно волнового дуализма...
Если бы гамма была фотоном то мы бы давно спортились...

[identity profile] willys.livejournal.com 2008-04-09 09:20 am (UTC)(link)
и давно это альфа стала электроном? вроде, всю жизнь была ядром гелия.

[identity profile] stuka.livejournal.com 2008-04-09 09:26 am (UTC)(link)
Позор мне, я их сбодуна путаю (((((

[identity profile] demjano.livejournal.com 2008-04-09 09:26 am (UTC)(link)
ну как бы фотоны не все одинаково полезны

[identity profile] stuka.livejournal.com 2008-04-09 09:27 am (UTC)(link)
ВМЕМОРИЗЗЗ))))))))))

[identity profile] porosja.livejournal.com 2008-04-09 09:28 am (UTC)(link)
плюспиццот!

[identity profile] ausweis-ss.livejournal.com 2008-04-09 09:36 am (UTC)(link)
фотон - гамма, фотон....

[identity profile] stuka.livejournal.com 2008-04-09 10:03 am (UTC)(link)
и електрон и нейтрон склонны к КВД, просто электрон больше.
а вообще счетчик Гейгера - Мюллера ловит в основном бету, если стенки камеры тонкие достаточно, то еще и альфу. Гаммы дето 1-2%

[identity profile] khathi.livejournal.com 2008-04-09 11:43 am (UTC)(link)
Альфа вообще практически ничего не пробивает и тухнет уже на первых метрах воздуха. Довольно толстую камеру счётчика гейгера она не пробивает.

[identity profile] k0t0l0m.livejournal.com 2008-04-09 11:49 am (UTC)(link)
А потом первые метры воздуха долго воняют тухлой альфой ))))))))))))))

[identity profile] stuka.livejournal.com 2008-04-09 04:41 pm (UTC)(link)
так ,пардон, никто не пробивает, он электрон выбивает с внутренней стенки

[identity profile] ausweis-ss.livejournal.com 2008-04-09 02:00 pm (UTC)(link)
то есть, по вашему, гамма - электрон?

[identity profile] ex-ex-ex-ab.livejournal.com 2008-04-09 09:18 am (UTC)(link)
микромолнии да, но они замыкают цепь на динамик (грубо говоря)

[identity profile] poluson.livejournal.com 2008-04-09 08:46 pm (UTC)(link)
тогда уж на микродинамик, раз пошла такая пьянка

[identity profile] poluson.livejournal.com 2008-04-09 08:47 pm (UTC)(link)
ну и соответственно - микроцепь..

[identity profile] poluson.livejournal.com 2008-04-11 02:35 pm (UTC)(link)
бггггг.. убил..

[identity profile] lexter.livejournal.com 2008-04-09 09:19 am (UTC)(link)
Да, там разряд проскакивает.)

[identity profile] pequeno-raposa.livejournal.com 2008-04-09 09:31 am (UTC)(link)
Трещит там обычный динамик. Можно было бы сделать так, чтобы он пикал, но выбирают самую простую схему.

Это именно изначальный "счётчик Гейгера", а не...

[identity profile] sanitareugen.livejournal.com 2008-04-09 09:47 am (UTC)(link)
...современный измеритель радиации.
Его схема была весьма проста. Источник высокого напряжения (анодная батарея) подключался последовательно к динамику и газоразрядной трубке. При пролёте ионизированной частицы возникал разряд, и ток через динамик порождал щелчок.
Более современные приборы могут сохранять звуковой канал, поскольку при этом о повышении уровня радиации узнают сразу же, а не тогда, когда глянут на экран.
Но популярность в фильмах связана не с этим, и даже не с историческими причинами, а с тем, что это выглядит эффектнее.

Re: Это именно изначальный "счётчик Гейгера", а не...

[identity profile] http://users.livejournal.com/hayate_/ 2008-04-09 12:47 pm (UTC)(link)
ДП-5, которому учили на уроках НВП и на военной кафедре, тоже трещал :)

А он вряд ли сильно далеко ушёл по конструкции.

[identity profile] sanitareugen.livejournal.com 2008-04-09 01:03 pm (UTC)(link)
Его задача - предупредить о высоком уровне радиации. Чтоб остереглись.

Он зеленый и красивый

[identity profile] hvd.livejournal.com 2008-04-09 01:46 pm (UTC)(link)
Ну, стрелочный показометр у него все-таки есть. Да и докладывать в войсках принято скорее в стиле "Фон на местности 15 р/ч", чем "Он затрещал и мы свалили оттуда нахрен" :)

Re: Он зеленый и красивый

[identity profile] vmel.livejournal.com 2008-04-09 02:31 pm (UTC)(link)
Тот, о котором санитар-Евгений упоминает - без стрелок. Выпускался еще в 70-е, если не в 60-е годы, был удобен, что ставился стационарно и можно было держать включённым сутками. Затрещал слишком часто - вот тогда включай что поточней со стрелкой, докладывай и сваливай...

Re: Он зеленый и красивый

[identity profile] hvd.livejournal.com 2008-04-09 05:36 pm (UTC)(link)
Ну, значит тот что со стрелкой - ДП-5М. Тоже старинный, такой же корпус, как у ДП-5, только где у 5 сплошная крышка, у 5М показометр до 500, что ли, р/ч.

Re: Он зеленый и красивый

[identity profile] vmel.livejournal.com 2008-04-10 05:14 am (UTC)(link)
Да, ДП-5М мы изучали. Он переносной и на батарейках.
А тот, что без стрелки, с одним динамиком и красной лампочкой, крепился на стенку стационарно и подключался к сети 220 В. Тоже ДП с какой-то цифрой, но цифру я забыл.