В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При "нужде" гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили "ночные вазы", содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца. То же творилось и в Версале, например во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона. Придворные дамы Версальского дворца, прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе), вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли малую (и не очень) нужду.
Известна история, которую так любят рассказывать Версальские гиды, как однажды к королю прибыл посол Испании и, зайдя к нему в опочивальню (дело было утром), попал в неловкую ситуацию - у него от королевского амбре заслезились глаза. Посол вежливо попросил перенести беседу в парк и выскочил из королевской спальни как ошпаренный. Но в парке, где он надеялся вдохнуть свежего воздуха, незадачливый посол просто потерял сознание от вони - кусты в парке служили всем придворным постоянным отхожим местом, а слуги туда же выливали нечистоты.
Король-Солнце, как и все остальные короли, разрешал придворным использовать в качестве туалетов любые уголки Версаля.
(До сих пор парки Версаля воняют мочой в теплый день.)
Стены замков оборудовались тяжелыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши. Но не проще ли было оборудовать какие-нибудь туалеты во дворе или просто бегать в тот, описанный выше, парк? Нет, такое даже в голову никому не приходило, ибо на страже Традиции стояла ...диарея. Беспощадная, неумолимая, способная застигнуть врасплох кого угодно и где угодно. При соответствующем качестве средневековой пищи понос был перманентным. Эта же причина прослеживается в моде тех лет (XII-XV вв.) на мужские штаны-панталоны состоящие из одних вертикальных ленточек в несколько слоев.
В 1364 году человек по имени Томас Дюбюссон получил задание «нарисовать ярко-красные кресты в саду или коридорах Лувра, чтобы предостеречь людей там гадить – чтобы люди считали подобное в данных местах святотатством». Добраться до тронного зала было само по себе очень «запашистым» путешествием. «В Лувре и вокруг него, – писал в 1670 году человек, желавший строить общественные туалеты, – внутри двора и в его окрестностях, в аллеях, за дверьми – практически везде можно увидеть тысячи кучек и понюхать самые разные запахи одного и того же – продукта естественного отправления живущих здесь и приходящих сюда ежедневно». Периодически из Лувра выезжали все его знатные жильцы, чтобы дворец можно было помыть и проветрить.
насколько я в курсе, еще они сморкались в занавески. а в версале поэтому и не жили вовсе: он строился как летняя резиденция, так что зимой не отапливался, а летом солнце припекало и вонь была невыносимой.
...правда ли, что к смерти Филиппа IV Красивого причастны тамплиеры? Верны ли слухи об их страшном проклятии? Я думаю, в этом не следует сомневаться, ибо смерть короля и в самом деле выглядит крайне необычно и подозрительно. Судите сами.
Вернемся немного назад и посмотрим предысторию. Набожный Людовик VIII правил недолго. Для спасения католической веры он пошел в крестовый поход на еретиков — катаров, вернулся во Францию в 1226 году, и умер там от дизентерии.(*) Его сын Людовик IX пошел в новый крестовый поход, но до Каира дойти не смог, лагерь крестоносцев поразили голод, цинга, тиф и дизентерия. Поэтому крестоносцы быстро стали отступать к Дамиетте. Они очень торопились, и Людовику IX даже пришлось прорезать дырку на заднице, дабы не терять времени на слезание с лошади, ибо дизентерия у него была слишком сильна.(*) Но тогда от дизентерии он не умер, поскольку попал в плен, от которого откупился через несколько месяцев, заплатив 400 000 солидов и сдав Дамиетту. Спустя двадцать лет Людовик решился пойти в следующий поход в Тунис, где в 1270 году они вместе с сыном благополучно умерли от дизентерии.(*) Вскоре после кончины Людовика IX его другой сын Филипп III поставил вопрос о канонизации такого святого человека. Правда, дожить самому Филиппу до этого радостного дня не удалось — он в 1285 году пошел в арагонскую экспедицию и во время отступления умер от дизентерии.(*) Таким образом Людовик IX стал Святым только при Филиппе IV, который потом совместно с папой Климентом V и решил поживится деньгами и землями тамплиеров. Филипп, быть может, договорился бы об этой операции и с прошлым папой Бенедиктом XI — но не сложилось, поскольку Бенедикт пробыл папой всего 10 месяцев до того как умер от дизентерии.(*) Филиппу и Клименту в 1314 году все-таки удалось, наконец, уничтожить тамплиеров, хотя папа Климент V радовался этому недолго — уже месяц спустя он умер от дизентерии.(*) А вот сам Филипп IV Красивый умер позже в том же 1314 году — внимание! — упав с лошади.
Такая вот нетипичная, непривычная и загадочная смерть. Он не дожил до того, чтобы умереть так, как все порядочные люди. Поэтому-то я и полагаю, что тут явно замешаны козни тамплиеров и прочие врата ада. Не иначе. Думаю, что и его сын Филипп V явно подозревал, что смерть отца была какой-то странной. Наверное, он мучился этой мистической загадкой до самого конца своей недолгой жизни, пока не умер от дизентерии.(*)
Можно долго не писать — достаточно заглянуть на туристический сайт:
«Испания: Мадрид. Город имеет свою темную сторону, если пройтись по старым кварталам можно представить себе каким он был в средневековье, тяжелый запах до сих пор на его извилистых улицах, наверно не даром его когда то называли самой мрачной и грязной европейской столицей» (http://www.travel-club.com.ua/doc/7703.html). То есть в Мадриде было еще «веселей», чем в Лондоне и Париже. Как говорится, комментарии излишни. Впрочем, к Испании мы еще вернемся.
***
Профессор, доктор искусствоведения, А. И. Липков заинтересовался историей сортира, ибо, его же словами: «что ж за культура без цивилизованного унитаза?» После глубокого изучения вопроса пораженный профессор воскликнул: «Я всегда был против того, чтобы именовать средние века темными. А сейчас, углубляясь в сортирологию, поневоле задумываюсь: «А так ли уж не правы так говорящие?» С плодами исследований основателя «сортирологии» можно ознакомиться в его статьях «Шаланды полные фекалий», «Лицо нации, или Всемирная история сортира» и в первом российском монументальном труде об уборных под названием «Толчок к размышлению». Из этих познавательных материалов можно узнать, что возрождение древней канализации — дело лишь очень недавнего прошлого.
Мыться после стольких лет христианских запретов Европа также научилась совсем недавно. Писатель Владимир Набоков вспоминает в своем мемуарном романе «Другие берега», что его спасением во время путешествий по Англии, Германии и Франции в 20-30-е годы XX века была резиновая походная ванна, которую он повсюду возил с собой. Ванные комнаты в Западной Европе — это в значительной мере достижение уже послевоенного времени.
(отсюда же http://absentis.front.ru/abs/lsd_0_add_europe_smell.htm)
На уровне сантехнической науки того времени. И перестраившийся, при каждом новом достижении. Поэтому то, что было в 1917 - средний уровень санитарии для богатых домов тех лет. Более того, позже, в ходе ремонта, ушла и специфика начала ХХ века, заменённая стандартными, пусть и качественными, изделиями. А то, что представляло бы немалую историческую ценность - нужник Петра Первого, уборная Елисавет Петровны, сортир Екатерины Второй, клозет Павла или туалет Александра Первого - всё было перестроено, в желании соблюсти не священную древность, а здоровье и удобство Царствующей Фамилии (англичане, похоже, пошли по иному пути, и смерть принца-консорта Альберта от тифа - продукт нечиненой канализации...)
В Летнем дворце, который в Летнем саду, сохранился один нужник послепетровских времён. Это просто седушка типа "сортир", когда надо приседать на деревянную ступеньку. Продукты жизнедеятельности падали вниз и смывались потом водой. Таких нужников в маленьком дворце было 14. Сейчас оставили один, как образец. Естественно, он не действует.
не знаю, но эти сортиры вплотную к хамаму -- думаю грели так же как для него. Я бы попробовал использовать солнечную энергию + рабов с углем, если что.
no subject
Date: 2009-08-16 02:00 pm (UTC)Известна история, которую так любят рассказывать Версальские гиды, как однажды к королю прибыл посол Испании и, зайдя к нему в опочивальню (дело было утром), попал в неловкую ситуацию - у него от королевского амбре заслезились глаза. Посол вежливо попросил перенести беседу в парк и выскочил из королевской спальни как ошпаренный. Но в парке, где он надеялся вдохнуть свежего воздуха, незадачливый посол просто потерял сознание от вони - кусты в парке служили всем придворным постоянным отхожим местом, а слуги туда же выливали нечистоты.
Король-Солнце, как и все остальные короли, разрешал придворным использовать в качестве туалетов любые уголки Версаля.
(До сих пор парки Версаля воняют мочой в теплый день.)
Стены замков оборудовались тяжелыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши. Но не проще ли было оборудовать какие-нибудь туалеты во дворе или просто бегать в тот, описанный выше, парк? Нет, такое даже в голову никому не приходило, ибо на страже Традиции стояла ...диарея. Беспощадная, неумолимая, способная застигнуть врасплох кого угодно и где угодно. При соответствующем качестве средневековой пищи понос был перманентным. Эта же причина прослеживается в моде тех лет (XII-XV вв.) на мужские штаны-панталоны состоящие из одних вертикальных ленточек в несколько слоев.
В 1364 году человек по имени Томас Дюбюссон получил задание «нарисовать ярко-красные кресты в саду или коридорах Лувра, чтобы предостеречь людей там гадить – чтобы люди считали подобное в данных местах святотатством». Добраться до тронного зала было само по себе очень «запашистым» путешествием. «В Лувре и вокруг него, – писал в 1670 году человек, желавший строить общественные туалеты, – внутри двора и в его окрестностях, в аллеях, за дверьми – практически везде можно увидеть тысячи кучек и понюхать самые разные запахи одного и того же – продукта естественного отправления живущих здесь и приходящих сюда ежедневно». Периодически из Лувра выезжали все его знатные жильцы, чтобы дворец можно было помыть и проветрить.
no subject
Date: 2009-08-16 02:25 pm (UTC)no subject
Date: 2009-08-16 02:27 pm (UTC)no subject
Date: 2009-08-16 03:55 pm (UTC)Вернемся немного назад и посмотрим предысторию. Набожный Людовик VIII правил недолго. Для спасения католической веры он пошел в крестовый поход на еретиков — катаров, вернулся во Францию в 1226 году, и умер там от дизентерии.(*) Его сын Людовик IX пошел в новый крестовый поход, но до Каира дойти не смог, лагерь крестоносцев поразили голод, цинга, тиф и дизентерия. Поэтому крестоносцы быстро стали отступать к Дамиетте. Они очень торопились, и Людовику IX даже пришлось прорезать дырку на заднице, дабы не терять времени на слезание с лошади, ибо дизентерия у него была слишком сильна.(*) Но тогда от дизентерии он не умер, поскольку попал в плен, от которого откупился через несколько месяцев, заплатив 400 000 солидов и сдав Дамиетту. Спустя двадцать лет Людовик решился пойти в следующий поход в Тунис, где в 1270 году они вместе с сыном благополучно умерли от дизентерии.(*) Вскоре после кончины Людовика IX его другой сын Филипп III поставил вопрос о канонизации такого святого человека. Правда, дожить самому Филиппу до этого радостного дня не удалось — он в 1285 году пошел в арагонскую экспедицию и во время отступления умер от дизентерии.(*) Таким образом Людовик IX стал Святым только при Филиппе IV, который потом совместно с папой Климентом V и решил поживится деньгами и землями тамплиеров. Филипп, быть может, договорился бы об этой операции и с прошлым папой Бенедиктом XI — но не сложилось, поскольку Бенедикт пробыл папой всего 10 месяцев до того как умер от дизентерии.(*) Филиппу и Клименту в 1314 году все-таки удалось, наконец, уничтожить тамплиеров, хотя папа Климент V радовался этому недолго — уже месяц спустя он умер от дизентерии.(*) А вот сам Филипп IV Красивый умер позже в том же 1314 году — внимание! — упав с лошади.
Такая вот нетипичная, непривычная и загадочная смерть. Он не дожил до того, чтобы умереть так, как все порядочные люди. Поэтому-то я и полагаю, что тут явно замешаны козни тамплиеров и прочие врата ада. Не иначе. Думаю, что и его сын Филипп V явно подозревал, что смерть отца была какой-то странной. Наверное, он мучился этой мистической загадкой до самого конца своей недолгой жизни, пока не умер от дизентерии.(*)
http://absentis.livejournal.com/60681.html
no subject
Date: 2009-08-16 02:40 pm (UTC)no subject
Date: 2009-08-16 03:50 pm (UTC)no subject
Date: 2009-08-16 02:53 pm (UTC)no subject
Date: 2009-08-16 03:52 pm (UTC)«Испания: Мадрид. Город имеет свою темную сторону, если пройтись по старым кварталам можно представить себе каким он был в средневековье, тяжелый запах до сих пор на его извилистых улицах, наверно не даром его когда то называли самой мрачной и грязной европейской столицей» (http://www.travel-club.com.ua/doc/7703.html). То есть в Мадриде было еще «веселей», чем в Лондоне и Париже. Как говорится, комментарии излишни. Впрочем, к Испании мы еще вернемся.
***
Профессор, доктор искусствоведения, А. И. Липков заинтересовался историей сортира, ибо, его же словами: «что ж за культура без цивилизованного унитаза?» После глубокого изучения вопроса пораженный профессор воскликнул: «Я всегда был против того, чтобы именовать средние века темными. А сейчас, углубляясь в сортирологию, поневоле задумываюсь: «А так ли уж не правы так говорящие?» С плодами исследований основателя «сортирологии» можно ознакомиться в его статьях «Шаланды полные фекалий», «Лицо нации, или Всемирная история сортира» и в первом российском монументальном труде об уборных под названием «Толчок к размышлению». Из этих познавательных материалов можно узнать, что возрождение древней канализации — дело лишь очень недавнего прошлого.
Мыться после стольких лет христианских запретов Европа также научилась совсем недавно. Писатель Владимир Набоков вспоминает в своем мемуарном романе «Другие берега», что его спасением во время путешествий по Англии, Германии и Франции в 20-30-е годы XX века была резиновая походная ванна, которую он повсюду возил с собой. Ванные комнаты в Западной Европе — это в значительной мере достижение уже послевоенного времени.
(отсюда же http://absentis.front.ru/abs/lsd_0_add_europe_smell.htm)
no subject
Date: 2009-08-16 03:51 pm (UTC)Вот тут довольно детально все разобрано, с анализом источников и прочим.
no subject
Date: 2009-08-16 01:58 pm (UTC)Это был обычный объект жизнеобеспечения.
Date: 2009-08-16 02:17 pm (UTC)Поэтому то, что было в 1917 - средний уровень санитарии для богатых домов тех лет. Более того, позже, в ходе ремонта, ушла и специфика начала ХХ века, заменённая стандартными, пусть и качественными, изделиями.
А то, что представляло бы немалую историческую ценность - нужник Петра Первого, уборная Елисавет Петровны, сортир Екатерины Второй, клозет Павла или туалет Александра Первого - всё было перестроено, в желании соблюсти не священную древность, а здоровье и удобство Царствующей Фамилии (англичане, похоже, пошли по иному пути, и смерть принца-консорта Альберта от тифа - продукт нечиненой канализации...)
no subject
Date: 2009-08-16 03:16 pm (UTC)no subject
Date: 2009-08-16 05:33 pm (UTC)no subject
Date: 2009-08-16 07:12 pm (UTC)no subject
Date: 2009-08-16 05:37 pm (UTC)