[identity profile] severina-sneg.livejournal.com posting in [community profile] useless_faq
Мой муж пьет чай "из заварки" - то есть, не заваривает в большом чайнике, а разбавляет содержимое маленького заварочного чайника кипятком.
При этом у него выработан четкий алгоритм действий - сперва следует налить в чашку заварку, потом насыпать сахар, потом налить молоко, размешать, и только потом - залить кипятком.
А дальше начинается самое интересное. Иногда я, особенно на автомате спросонья, завариваю ему чай так же, как себе свой зеленый - в большом чайнике. Он, не видя, как я заварила чай, по вкусу определяет, что я "опять налила из бадьи") Это я еще могу понять - возможно, отличается и крепость, и температура, ну, вкус понятно.
Но!
Я сама редко пью чай, зато на работе несколько лет пила расворимый кофе, и привыкла к такому алгоритму - "заварка", кипяток, молоко, сахар. И порой, тоже на автомате, так же наливаю чай и ему.
И он, опять же, не видя, как я наливала чай, по вкусу определяет, что я перепутала очередность добавления молока и кипятка в чашку.
Как?! )
Я чай пью редко, но ради интереса попробовала на вкус напитки по разным "рецептам", и не ощутила разницы. Она действительно есть?
Но почему, если в итоге все равно все в чашке размешивается, а количество заварки и молока в обоих случаях одинаковое?
В чем подвох?

Date: 2011-03-15 12:55 pm (UTC)
From: [identity profile] kisa-anuta.livejournal.com
Молоко в кофе и кофе в молоко - выглядят по-разному. Но чай... Позвольте уточнить - 10 раз подряд вы делаете "правильный" чай, а на 11ый приносите "заварка"-кипяток-молоко-сахар и муж сразу замечает?

У меня только 1 мысль - сахар влияет на скорость остывания, но если учесть скорость соединения ингридиентов, то ваш муж ясновидящий.

Date: 2011-03-15 01:06 pm (UTC)
From: [identity profile] nidere.livejournal.com
Заварка с сахаром и молоком вступают в химическую реакцию. Если залить предварительно кипяток, реакция явно будет идти по-другому. Как именно - хрен её знает :)
Но ценители вот видите отличить могут как оказывается.

Date: 2011-03-15 01:11 pm (UTC)
From: [identity profile] lolobridgita.livejournal.com
нет там химической реакции

Date: 2011-03-15 10:33 pm (UTC)
From: [identity profile] nidere.livejournal.com
Вы в этом уверены? А обоснование приведёте?
Вот, например, сахар в воде растворяется? А это, между прочим, химическая реакция.

Date: 2011-03-17 08:38 am (UTC)
From: [identity profile] grave--digger.livejournal.com
Хм, и какие же новые вещества образуются при этой химической реакции?

Date: 2011-03-15 04:38 pm (UTC)
From: [identity profile] dechanvre.livejournal.com
просветите, что за реакция. прям интересно.

Date: 2011-03-15 01:21 pm (UTC)
From: [identity profile] fobos13.livejournal.com
молоко какой температуры льете?
когда размешиваете?

вообще, имхо, кофе, сахар, кипяток, размешать, молоком долить. самый такой нормальный способ.

Date: 2011-03-16 09:33 am (UTC)
From: [identity profile] qtk.livejournal.com
Если молоко жирное, то разница заметна. Наливая кипяток в смесь заварки и молока оно перемешивается интенсивнее и при большей температуре. Наливая молоко в готовый напиток так перемешать не получится, будет чуствоваться привкус жира (молочного) Если использовать настоящее молоко, а не гомогенизированное из пакета, то разница будет заметна даже визуально.
Так что у вашего мужа очень чуствительные вкусовые рецепторы )

Но алгоритм заварка-сахар-молоко-кипяток --- это ж ужастць ИМХО.

Date: 2011-03-15 01:29 pm (UTC)
From: [identity profile] rusbat.livejournal.com
Я тоже сначала наливаю заварку из маленького чайника, потом молоко и наконец кипяток. Но всё это без сахара. А с сахаром только если чай без молока.
И тоже скажу, что молоко после кипятка даёт другой вкус. Не берусь утверждать, что всякий раз определю "неправильный" порядок, но скорей всего замечу. Ну и пропорции имеют значение. Муж ваш наверняка наливает в своих пропорциях, а вы налили чуток иначе, что тоже могло сказаться на вкусе. Но повторюсь, так или иначе, порядок имеет значение и влияет на вкус.

Date: 2011-03-15 07:15 pm (UTC)
From: [identity profile] rusbat.livejournal.com
Загадка-с ;)

Date: 2011-03-16 11:09 am (UTC)
From: [identity profile] mrsmile.livejournal.com
возможно, белки в молоке по-разному денатурируются?

Date: 2011-03-16 11:18 am (UTC)
From: [identity profile] rusbat.livejournal.com
Быть может, я в этом не разбираюсь :)

Date: 2011-03-15 01:38 pm (UTC)
From: [identity profile] martinn.livejournal.com
Масла и прочие танины по разному распределяются.

Date: 2011-03-15 04:40 pm (UTC)
From: [identity profile] dechanvre.livejournal.com
да что там с теми танинами станет? если верить вашему тезису, то скорость реакции ограничивается скоростью сливания/диффузии. меня терзают смутные сомненья по этому поводу) есть пруфы?

Date: 2011-03-15 01:43 pm (UTC)
From: [identity profile] full-dec.livejournal.com
Я подозреваю, человек, пьющий чай с молоком, достаточно педантичен, чтобы замечать такие мелочи

Date: 2011-03-15 02:32 pm (UTC)
From: [identity profile] skvoznik.livejournal.com
Сам регулярно пью чай с молоком -
и, черт возьми, разница действительно есть, тока не могу объяснить...

Date: 2011-03-16 04:50 am (UTC)
From: [identity profile] qolorado.livejournal.com
Хм. Теряюсь в догадках. Чай с молоком - вроде бы должен быть англичанин?... Но они ж вроде заваривают именно сразу в «питейной» концентрации и потом добавляют молоко в уже горячий чай...

Date: 2011-03-16 09:36 am (UTC)
From: [identity profile] qtk.livejournal.com
То есть наоборот в подогретое молоко чай (это если по каноническому рецепту).
Хотя в чисто англиском сериале про мисс Марпл по простому льют молоко в чай.

Date: 2011-03-17 04:31 am (UTC)
From: [identity profile] qolorado.livejournal.com
Хм. Вроде как в сериале про Дживса и Вустера на чаепитии именно что подавались соусники с молоком (повидимому, подогретым), и народ добавлял молоко в чай по вкусу... Или это я глючу... короче, будет повод пересмотреть сериальчик :)

Date: 2011-03-17 04:28 am (UTC)
From: [identity profile] qolorado.livejournal.com
Да, я тормоз... Как-то забыл про казахские и калмыцкие традиции :)

Date: 2011-03-15 02:11 pm (UTC)
From: [identity profile] cumbodge.livejournal.com
Может быть, молоко в одном из случаев подваривается и приобретает более "кипяченый" вкус. Нежности не хватает. Скорее всего важна и скорость вливания и температура ингредиентов. Но сахар в заварку - это что-то богопротивное.

Date: 2011-03-15 02:16 pm (UTC)
From: [identity profile] enedven.livejournal.com
в "менталисте" эту фишку обыгрывали, там главный герой тоже отличал по вкусу в каком порядке наливали молоко и другие составляющие

Date: 2011-03-15 02:30 pm (UTC)
From: [identity profile] dmitriy-ukhov.livejournal.com
Почему у мужа не спросите?

Date: 2011-03-15 03:14 pm (UTC)
From: [identity profile] dendrr.livejournal.com
Муж наливает холодное молоко в холодную же заварку, смешивает. Потом добавляет в чашку кипятка, "разбавляя" вкус.
Вы же берете чашку с готовым, горячим чаем (завариваете ли в чайнике, или разбавляете заварку кипятком - в данном случае не принципиально, хотя, конечно между ними разница, конечно, тоже есть), и вливаете туда молоко. Вкус уже не "разбавляете", а изменяете, заметили.

В первом случае молочный жир сначала смешивается с чайным "букетом", а потом разогревается, то есть порядок "химия-физика". Во втором - он прежде нагревается, а только потом начинает смешиваться, уже порядок "физика-химия".
Уже какие-тол нюансы вкуса начинают проявляться.

Ну и кроме того (возможно, что это и определяет), во втором случае напиток будет холоднее при прочих равных.

Date: 2011-03-15 03:20 pm (UTC)
From: [identity profile] keatis.livejournal.com
Наверняка дело в тонком вкусе и давней привычке. Вполне себе молоко-сахар-кипяток и кипяток-сахар-молоко может дать разный вкус (как в химии: кислота в воду и вода в кислоту дают немного разные результаты). Разных хим. веществ в таком компоте много, температура высокая, хим. реакций тоже может быть много -> разный вкус, вот и весь подвох.

Date: 2011-03-15 07:20 pm (UTC)
From: [identity profile] kactet-z.livejournal.com
Присоединюсь к комментаторам выше. Какая химия? Где там химическая реакция? ЕМНИП, химическая реакция, это когда образуются какие-то новые вещества. От того что бы разбавляете водой молоко никакие вещества не образуются.

А "воду в кислоту" или "кислоту в воду" - это просто элекролитическая диссоциация. Причем там дело в том, что в случае с серной кислотой процесс идёт с выделением тепла. Поэтому чтобы кислота не закипела и не забрызгала незадачливого лаборанта нужно кислоту дозированно лить в воду. Но при одинаковых объёмах никакой разницы "вода в кислоту" или "кислота в воду" не будет.

Date: 2011-03-15 09:12 pm (UTC)
From: [identity profile] keatis.livejournal.com
Ну, для простого обывателя чем не хим. реакция: сушеный лист чайного куста + 2 сахар + 2 молоко + 8 вода &rarrow; чай ?
Если серьезнее, то почему бы и нет? Напр., в листьях чая есть и органические кислоты, почему бы им не подействовать на белок молока? В молоке есть растворенные газы, почему бы их количеству не уменьшиться под действием кипятка? Впрочем, содержание таких веществ в исходниках чая настолько мало, что образование новых, наверное, будет происходить в следовых количествах, а по сему этим можно пренебречь, заменив их физическими процессами (эмм, свертывание белка пойдет?). С другой стороны, емнип, вкусовое восприятие человека суть химическое воздействие на вкусовые органы. Если муж топикстартера умеет определять по вкусу "правильный" или "неправильный" с его точки зрения чай, то вывод, имхо, напрашивается сам собой: содержание каких-либо образующихся или остающихся веществ в чаях различно.

А про кислоту, наверное да, не очень удачный пример из серии "а если докопаться": я имел в виду не столько ТБ, сколько именно факт выделения тепла при растворении серной к-ты водой. У незадачливого лаборанта не только будет дырявая одежда, но и другая концентрация р-ра, ведь часть воды испарится, а часть кислоты разбрызгается.

Date: 2011-03-15 09:58 pm (UTC)
From: [identity profile] keatis.livejournal.com
1-сухофрукт-1-кардамон-3-ванилин-7-Camellia-sinensis + 2C12H22O11 + 5молоко + 28H2O → чай.

Date: 2011-03-15 04:01 pm (UTC)
From: [identity profile] d-v-temnote.livejournal.com
где-то читала, что какой-то известный чел на вкус определял - миксером его жена тесто сбивала или венчиком вручную... хотя консистенция была совершенно одинаковая

Date: 2011-03-15 10:00 pm (UTC)
From: [identity profile] danmer.livejournal.com
мелко нарезанный салат ножом и порубленный в блендере - так же вкус разный имеет.

Date: 2011-03-15 04:12 pm (UTC)
From: [identity profile] the-mock-hurtle.livejournal.com
А "в большом чайнике" - это как? Я сегда считала, что заваривать можно либо в заварочном чайнике, либо в чашке. А вы листья прямо в чайник, в котором воду кипятите, добавляете?

Date: 2011-03-15 07:21 pm (UTC)
From: [identity profile] kactet-z.livejournal.com
Типа, европейская тема. Они берут чайник литровый, и в нём создают нужную концентрацию чая. Потом просто разливают по чашкам. Кстати, во всяких кафешках у нас точно так же подают.

Date: 2011-03-16 12:34 am (UTC)
From: [identity profile] the-mock-hurtle.livejournal.com
Точно, про кафе не подумала)
(deleted comment)

Date: 2011-03-15 07:23 pm (UTC)
From: [identity profile] kactet-z.livejournal.com
С ума сойти. Они оба чисто вымытые? Я-то отличаю чай из заварочника на даче, там уже вековой слой накипи, которая потихоньку растворяется в воде, поэтому вкус другой, даже если пить воду из канистр.

Date: 2011-03-16 07:22 am (UTC)
From: [identity profile] levon-cccp.livejournal.com
потому что у него стоит там скрытая камера, а вторая в ванне и третья в спальне - я уврен в етом.

Date: 2011-03-16 09:56 am (UTC)
From: [identity profile] karvavunnuh.livejournal.com
Чай с сахаром? бррр какая гадость, да и молоко в чай имхо тоже извращение ))

Похожее замечал у нескольких людей. Любимые или наоборот отвратительные продукты человек как-то тоньше чувствует. Я вот например легко определяю, что чай заваривался не 5 минут, а 8-10-15 (ну хотя это многие замечают), или что в чае есть хоть чуть-чуть сахара, или вот если в любой еде хоть чуть-чуть сладкого перца - я её есть буду только с очень сильной голодухи.

С чаем и молоком думаю причина в температуре, заварка с сахаром будет холоднее чем заварка с сахаром и кипятком.

Date: 2011-03-16 04:14 pm (UTC)
From: [identity profile] sergo-rus.livejournal.com
Возможно, вас заинтересует "Чашка отменного чая" - эссе Джорджа Оруэлла.

Date: 2011-03-18 02:11 pm (UTC)
From: [identity profile] plashik.livejournal.com
Я не пью чай с молоком, но пью с лимоном и сахаром, из заварки, как Ваш муж. Я всегда отличу, был ли ломтик лимона положен в чашку до или после того, как налит кипяток :))