[identity profile] eugine74.livejournal.com posting in [community profile] useless_faq
У Дюма в "Виконте де Бражелоне" Кольбер, метящий на место министра финансов, подбивает короля стребовать с действующего министра финансов Фуке 4 млн на развлечения (ожидая, что денег Фуке не достанет). Король требует, злорадно обещая через некоторое время требовать ещё. Фуке ошеломлён, но гордо обещает в три дня предоставить... Ну все помнят, наверное.

Что за странная такая должность была в те времена при дворе у французов? Почему министр не мог ответить, что нету, мол, в казне нифига?

Date: 2017-03-24 08:24 am (UTC)
From: [identity profile] ptiburducoff.livejournal.com
Ну просто "Государство Это Я".

Date: 2017-03-24 08:52 am (UTC)
From: [identity profile] sanitareugen.livejournal.com
Потому, что король в этом случае заменит его на другого, который пообещает найти денег. Абсолютная монархия, никакого "ответственного министерства", только как Его Величество желает.

Date: 2017-03-25 06:06 am (UTC)
ext_1775189: Bezenchuk (Bezenchuk)
From: [identity profile] spelller.livejournal.com
...А по первому уже маленькая Луизетта щелкает лезвием...

Date: 2017-03-25 07:04 am (UTC)
From: [identity profile] sanitareugen.livejournal.com
Ещё не изобрели. Хотя в Шотландии уже что-то такое есть, с XIII века, только лезвие не косое, но до рождения человеколюбивого доктора ещё лет 80, а до его рацпредложения и все сто двадцать. Но в данном случае скорее Бастилия (ну, или Пиньероль, как у реального Фуке). А если бы казнили - то чем-то приличествующим либо званию, либо преступлению, то есть либо, как дворянина, мечом палача, либо, если бы признали изменником - четвертование или колесование (британский "санкинг", потрошение с поджариванием кишок, кастрация, отрубание конечностей и затем головы, во Франции как-то не прижился).

Date: 2017-03-25 07:22 am (UTC)
ext_1775189: Bezenchuk (Bezenchuk)
From: [identity profile] spelller.livejournal.com
Ну да, анахронизм, но я образно...

Date: 2017-03-24 09:06 am (UTC)
From: [identity profile] eednew.livejournal.com
Дюма имеет столько же отношения к исторической правде, сколько Толкин.

Date: 2017-03-24 09:15 am (UTC)
From: [identity profile] dendrr.livejournal.com
Однако ж Толкин брал персонажей из Эдд, а Дюма - из исторических документов - писем, мемуаров, альманахов.

Date: 2017-03-24 09:27 am (UTC)
From: [identity profile] eednew.livejournal.com
Имена только. Иногда - крупные события, осады Лярошели всякие. Но происходящее в романах к происходившему в описанный исторический период отношения не имеет.

Date: 2017-03-24 10:00 am (UTC)
From: [identity profile] eednew.livejournal.com
Имя-фамилия - конечно. А само содержание романов - горячечный бред. Даже вики знает.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Д’Артаньян

Date: 2017-03-24 12:26 pm (UTC)
From: [identity profile] unibasil.livejournal.com
Да не бред же! Вы слишком серьёзны. Это изначально юмористические произведения, которые сейчас можно было бы охарактеризовать как "иронические детективы", например.

Date: 2017-03-24 01:12 pm (UTC)
From: [identity profile] ljuser012.livejournal.com
А Дюма, судя по его графомании - аналог Донцовой?

Date: 2017-03-24 03:00 pm (UTC)
From: [identity profile] vld-sergio-jr.livejournal.com
Вот Дюма и облил в этих юмористических произведениях кардинала Ришелье, например, грязью так, что до сих пор не отмыть. Чисто поржать.

Date: 2017-03-24 04:02 pm (UTC)
From: [identity profile] 14op.livejournal.com
Да ладно. Кого он действительно облил - так это Мазарини. А про Ришелье каждое второе упоминание - про величие и государственную мудрость.

Date: 2017-03-24 07:47 pm (UTC)
From: [identity profile] vld-sergio-jr.livejournal.com
Ну, уточним - авторы советского фильма Три Мушкетера что-то эдакое смогли вычитать у Дюма, что Ришелье превратился чуть ли не в героя анекдотов, ну и вообще малосимпатичного типа. А эту эпоху в нашей стране знают больше всего как раз по этому фильму...

Date: 2017-03-25 09:44 am (UTC)
From: [identity profile] sanitareugen.livejournal.com
Реальный. Но "мемуары" - позднейшая подделка. Уж не говоря об их пересказе Дюма. Кстати, на момент поступления он Шарль Кастельмор де Батц, д'Артаньяном ему позволил называться король, поскольку замок Артаньян был приданым его матушки, из куда более знатного рода. А из персонажей Дюма он ближе к Рошфору.

Date: 2017-03-24 10:11 am (UTC)
From: [identity profile] bystander90.livejournal.com
Если король требует, министр обязан взять где угодно. Либо ввести новый налог, либо объявить госмонополию на что-нибудь, либо залезть в долги. Так продолжалось до Французской революции.

Date: 2017-03-24 10:12 am (UTC)
From: [identity profile] blackyblack.livejournal.com
Ну так серьёзного налогообложения в те времена ещё не придумали и наполняли казну, как получится. В том числе и тупо брали в долг у знати (а отдавать было не обязательно, с короля-то хрен стребуешь). Поэтому казначей должен был уметь вертеться, а не тупо заявлять, что "денег нет, но вы держитесь".

Date: 2017-03-24 05:34 pm (UTC)
From: [identity profile] lynx-rousse.livejournal.com
Простите за оффтоп - слепили? Я не слышала

Date: 2017-03-24 08:56 pm (UTC)
From: [identity profile] lynx-rousse.livejournal.com
Ну если общий смысл не изменился...
А то любят некоторые умельцы переделать всё так, что будет наоборот.

Date: 2017-03-25 11:09 pm (UTC)
From: [identity profile] lynx-rousse.livejournal.com
Ну можно же взять речь типа "денег сегодня нет, завтра привезут, часов 12 продержитесь и живите счастливо" и переделать в "денег нет, но вы держитесь". Совсем разный смысл.

Date: 2017-03-27 06:52 am (UTC)
From: [identity profile] blackyblack.livejournal.com
Примерно так и было сказано в оригинале: денег нет, найдём деньги - сделаем индексацию. вы держитесь здесь, счастья, здоровья... Ну то есть ближе к вашему примеру, чем к мему.

Видел надпись на туалете: "Туалет не работает, но вы держитесь. Счастья вам, здоровья, хорошего настроения."

Date: 2017-03-27 10:48 pm (UTC)
From: [identity profile] lynx-rousse.livejournal.com
Ну как всегда, переврали.

С мемами всегда так - стоит ему появиться, его пихают везде. То в самой последней шаурмячной санкции против Обамы, то каждое сельпо скидки на яйца рекламирует в духе "Яйца по 50 рублей. Писят, Карл!".

Date: 2017-03-24 11:08 am (UTC)
From: [identity profile] 14op.livejournal.com
> Почему министр не мог ответить, что нету, мол, в казне нифига?

Потому что по всем докУментам у него в казне должно быть столько и еще несколько раз по столько. А если он ответит, что денег нет, то возникнут интересные вопросы, например из каких средств г-н суперинтендант строит себе замок Во и т.д.

Date: 2017-03-24 03:55 pm (UTC)
From: [identity profile] 14op.livejournal.com
Правильно, по докУментам эти деньги должны быть, пущай суперинтендант их предоставит. А что по факту этих денег нет, как докладывает Кольбер, - проблемы Фуке, меньше воровать надо. Признается, что денег нету - добро пожаловать турма.

Date: 2017-03-24 11:20 am (UTC)
From: [identity profile] grey-horse.livejournal.com
То, что Фуке там вполне официально продает одну из занимаемых им государственных должностей, вас не удивляет? Другая эпоха, другие отношения.

Date: 2017-03-25 09:46 am (UTC)
From: [identity profile] sanitareugen.livejournal.com
Ну, а то, что акционер компании, владея достаточно крупным пакетом, может добиться места в совете директоров? Принцип тот же, механизм иной.

Date: 2017-03-25 09:47 am (UTC)
From: [identity profile] grey-horse.livejournal.com
Да. Нетривиален взгляд на государство как на владение узкой группы пайщиков.
Хотя... что-то мне все это определенно напоминает.

Date: 2017-03-24 12:39 pm (UTC)
From: [identity profile] prosperoom.livejournal.com
Буквально сегодня пост на эту тему у http://george-rooke.livejournal.com/625717.html#comments
Фуке ежегодно на соляном налоге обворовывал Францию на 12-13 миллионов ливров :)

Date: 2017-03-24 07:43 pm (UTC)
From: [identity profile] to-se.livejournal.com
Король, это законодательная власть.
А министр - исполнительная.

Date: 2017-03-25 09:50 am (UTC)
From: [identity profile] sanitareugen.livejournal.com
До формулировки идеи разделения властей ещё почти век. На это время король это просто власть. Нет, ВЛАСТЬ. А министр это minister, то есть "слуга". Исполнитель приказов Власти. Барин велел принести денег, надо нести. В крайнем случае доложить: "Барин, вы последние ассигнации вчерась изволили на раскурку сигарочек пустить-с, а империалы в панталончики актриске засунуть. Нету-с ничего-с! В долг уж не дают-с, отпустите на покой, не могу достать денег-с!"

Date: 2017-03-25 07:14 am (UTC)
From: [identity profile] sanitareugen.livejournal.com
Но конкретно по данному эпизоду (вернее, как оно было в реальности) - это изящная провокация Кольбера. Фуке приворовывал в государственных масштабах, и рассчитывал подняться ещё выше (прозвище у него было l'Avenir, "Грядущий", против которого он не возражал, то есть минимум - первый министр, а то и роль фактического правителя при короле-марионетке). В казне денег не было, согласно его отчётам. Если бы он ответил - "Денег нет!", король бы назначил ревизию под предлогом "усовершенствования финансов государства, раз министр не справляется". И выявил бы хищения. Поэтому он деньги предоставил, при том, что по его же отчётам их не было. В расчёте, что это был королевский каприз. Но на самом деле Кольбер королю продемонстрировал искажения в отчётности, но король хотел отчётливого доказательства. И когда вдруг у Фуке оказались деньги "ниоткуда", которых в казне не было, это оказалось наглядным доказательством для короля, что Фуке ворует и деньги представил из наворованного (а также, что желает воровать дальше, мог бы уйти в отставку, сжёгши документы или ещё как сорвав ревизию). Кольберу это было ясно из анализа бухгалтерской отчётности, но король финансового образования не имел, для него воровство Фуке не было столь очевидно, а наглядный тест короля убедил. Experimentum crucis

Date: 2017-03-25 09:27 am (UTC)
From: [identity profile] sanitareugen.livejournal.com
Там очень поверхностно описано. Рекомендовал-де помирающий Мазарини Людовику ценного специалиста Кольбера, при этом предупредив: "Не берите себе первого министра!". Кольбер что-то нашёл, но подробностей нет. А они интересные, одна история с откупом налогов, отданным Фуке за десятую часть собираемой суммы (при том, что Кольбер взял 90%, 10% за труд откупщикам хватило), разумеется, отданным подставным лицам, так что прибыль у самого Фуке.

Date: 2017-03-25 09:24 am (UTC)
From: [identity profile] sanitareugen.livejournal.com
Дворянство это прежде всего осознание себя выше "быдла". А "дворянская честь" - механизм для поддержания этого статуса. С чего бы ей мешать воровать, если наворованное - иной инструмент поддержания статуса?

Date: 2017-03-25 10:32 am (UTC)
From: [identity profile] sanitareugen.livejournal.com
Описанный - да. С великолепным презрением грабителя к карманнику.
Его реальный прототип, возможно, так же не воровал бы. Поскольку дворянин он недавний, и ещё не понял, где формы, которые надо соблюдать, а где принципы, которых надо придерживаться.
Прототипом Атоса является мушкетёр Арман де Силлег д’Атос д’Отевьель (Дотюбьель), родившийся в коммуне Атос-Аспис близ испанской границы. По иронии судьбы, родителями прототипа высокородного графа де ля Фер – Атоса не были потомственные дворяне. Его отец происходил из купеческого рода, получившего дворянство, а мать, хоть и приходилась двоюродной сестрой капитан-лейтенанту королевских мушкетеров гасконцу де Тревилю, была дочерью буржуа – уважаемого торговца и выборного присяжного заседателя.

Date: 2017-03-25 10:30 am (UTC)
From: [identity profile] 14op.livejournal.com
Ну Фуке - он тот еще дворянин. Прямо скажем, никакой дворянин. Все титулы куплены.

Date: 2017-03-25 07:24 am (UTC)
ext_1775189: Bezenchuk (Bezenchuk)
From: [identity profile] spelller.livejournal.com
С королем SLA заключать - себе дороже может оказаться...

Date: 2017-03-25 06:22 pm (UTC)
ext_661898: (Ворон)
From: [identity profile] lomelind.livejournal.com
Так министр финансов - это и есть тот человек, который обязан следить за тем, чтоб в казне было достаточно денег. Если нет нифига - значит, плохо свою работу делает.