"Но был один, который не стрелял" -
Feb. 23rd, 2006 08:21 am![[identity profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/openid.png)
![[community profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/community.png)
как об этом догадался герой песни Высоцкого?
И ладно бы речь шла о количестве - хирург, который "удивляясь, пули удалял", мог сказать, сколько было пуль, а не стрелял или стрелял мимо - в данном случае несущественно, промахнуться при расстреле сложно.
Но в финале речь идёт о том, что именно этот, не стрелявший, был убит немецким снайпером - значит, герой был осведомлён не только о том, что в него КТО-ТО не стрелял из, так сказать, коллег, но и о том КТО ИМЕННО это был.
Как?
PS какая жуткая всё же песня.
И ладно бы речь шла о количестве - хирург, который "удивляясь, пули удалял", мог сказать, сколько было пуль, а не стрелял или стрелял мимо - в данном случае несущественно, промахнуться при расстреле сложно.
Но в финале речь идёт о том, что именно этот, не стрелявший, был убит немецким снайпером - значит, герой был осведомлён не только о том, что в него КТО-ТО не стрелял из, так сказать, коллег, но и о том КТО ИМЕННО это был.
Как?
PS какая жуткая всё же песня.
no subject
Date: 2006-02-23 06:37 am (UTC)Только так, по-моему.
no subject
Date: 2006-02-23 06:51 am (UTC)Спасибо.
no subject
Date: 2006-02-23 07:35 am (UTC)no subject
Date: 2006-02-23 07:53 am (UTC)Главное - да, было бы дисциплинарное взыскание, о котором мог узнать герой, находясь в госпитале. Чем серьёзней взыскание - тем больше вероятность, что узнал бы.
no subject
Date: 2006-02-26 10:20 am (UTC)no subject
Date: 2006-02-26 06:11 pm (UTC)no subject
Date: 2006-02-23 07:37 am (UTC)В реальности:
1) взвода ему бы с лихвой хватило для отправки на тот свет - один "нестрелявший" не помог бы.
2) если бы он остался жив, его в упор дострелил бы командир или политрук. Потому что идея простить такого носит религиозный характер - "небеса не хотят его смерти". А какие небеса в Красной Армии 1942, скажем, года? Смешно даже говорить!
3) А взвод бы прямиком отмаршировал в штрафбат в этом случае. За преступный саботаж. А один "нестрелявший" был бы расстрелян через 5 минут, и "немецкий снайпер" не понадобился бы.
no subject
Date: 2006-02-23 08:05 am (UTC)Но меня именно в рамках сюжета, в рамках "условий игры" интересовал этот вопрос. Потому что у Высоцкого ничего непродуманного обычно не оставалось в песнях, сюжеты всегда цельные и законченные. Не ЖИЗНЕННЫЕ, повторюсь, т.е. меня не интересует в данный момент их соответствие тому, "КАК БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ", а именно цельные, где все эпизоды, штрихи, детали - связаны как-то и во имя чего-то.
Можно говорить, например, что словол "полОк" (который в бане), склоняется совсем не так, как в "Баньке по-белому", или что политзеки не стали бы колоть себе Сталина на грудь, но песня-то не о конкретном случае, а о мучительном прозрении целого народа - "зря им клеймён?!!" И в этом смысле в песне всё по местам.
А тут вот меня смутил момент, который надо, очевидно, было домыслить как-то, именно в рамках ЭТОГО УСЛОВНОГО сюжета домыслить, но как - я не мог сообразить. По-моему, первый коммент вполне этот вопрос закрывает :)
no subject
Date: 2006-02-23 08:24 am (UTC)no subject
Date: 2006-02-23 08:29 am (UTC)Конечно, я совершенно согласен, и параллель понятная.
Это же неважно, что на самом деле гномов в лесу не бывает, правда? :)
рожая истину ... :)
Date: 2006-02-23 04:11 pm (UTC)Вряд ли герой этой песни убежденный полититческий, троцкист и т.п. Следовательно вполне мог и выколоть - в лагерях говорили, что охрана в изображение Сталина стрелять не станет и очень многие кололи, именно на сердце. Кстати, мне почему-то всегда казалось (хотя специально не задумывался) что он либо "кулак" либо из мелких совпартработников...
А "насчет тот который не стрелял" ВСВ на одном из концертов рассказывает историю, под впечатлением которой написана это песня. У них был друг семьи, который во время войны вопреки приказу отвел батальон и его должны были расстрелять, но там прорвались немцы, и начались всякие другие события и он выжил и стал большим генералом. Т.е. это действительно аллегория. Может кто-то из командиров, кто не привел приказ в исполнение немедленно?
no subject
Date: 2006-02-23 04:39 pm (UTC)no subject
Date: 2006-02-23 10:38 pm (UTC)no subject
Date: 2006-02-23 10:50 pm (UTC)Я почему-то всегда думал, что это он верил Сталину, советской власти и т.п. Отсюда и "разменял я на жизнь беспросветную / Несусветную глупость мою". А в Сибири много кто жил ...
no subject
Date: 2006-02-24 12:24 am (UTC)no subject
Date: 2006-02-24 01:58 pm (UTC)no subject
Date: 2006-02-26 04:21 pm (UTC)В пользу версии говорит засевшее мне в память начало какого-то стихотворения Высоцкого:
"Икона висит у них в левом углу,
Наверно, они молокане..."
По датам, по-моему, с Банькой совпадает, так что - очень возможно, вы правы :) Спасибо за интересный оффтопик - побольше бы таких ;)
Re: рожая истину ... :)
Date: 2006-02-26 01:15 pm (UTC)Ага, значит был всё-таки случай, послуживший толчком с написанию! Спасибо :) Я что-то такое подозревал, но мне нигде авторский комментарий по этому поводу не попадался...
Re: рожая истину ... :)
Date: 2006-02-27 08:21 pm (UTC)Вот он:
А вот песня, которую я вам хочу сейчас спеть, эта песня имеет
одну историю. Предысторию, верней. Дело в том, что у меня
военная семья и мой дядя, он прошел войну от начала до конца и
был все время в непосредственном соприкосновении с врагом. И он
рассказывал очень-очень много о войне. И вот одна из историй
была о том, как однажды батальон держал оборону в плавнях и у
него были открыты фланги. И они по связи сообщили, что у них
открыты фланги и им кто-то из-за паники открытым текстом сказал:
"Держитесь, несмотря на открытые фланги!" И это было перехвачено
немцами и они начали их давить. И он отвел батальон. И кончилось
это печально, эта история, несмотря на то, что командир
батальона был человек заслуженный и награжденный, и так далее.
Было принято решение его расстрелять, потому что была такая
ситуация острая, невыполнение приказа и так далее. Ну приказ не
был приведен в исполнение, потому что начался очень сильный
обстрел, они отошли, потеряли много людей. Но этот человек
жив сейчас, и он друг вот этого самого моего дяди. Он сейчас в
высоких чинах. И я когда сделал песню по этому поводу,
мы ему не говорили, что это про него. И однажды я ему ее спел. И
он говорит: "Да-да-да. Это было очень точно. Это было, было,
было". . Поэтому я и посвящаю эту песню другу моей семьи.
А песня называется "Тот, который не стрелял".
продолжайте ужасаться:
Date: 2006-02-23 10:35 am (UTC)( Твардовский А.Т.)
Я убит подо Ржевом,
В безыменном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете.
Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки,-
Точно в пропасть с обрыва -
И ни дна ни покрышки.
И во всем этом мире,
До конца его дней,
Ни петлички, ни лычки
С гимнастерки моей.
И далее- по тексту.
Поэзия- не документалистика.
Re: продолжайте ужасаться:
Date: 2006-02-23 02:00 pm (UTC)Re: продолжайте ужасаться:
Date: 2006-02-23 02:38 pm (UTC)"....Степь звенела стременами,
Ночь к полуночи брала...
Пуля в лоб ему попала,
Пуля в грудь мою вошла.
Степь звенела стременами,
Волочились повода...
И Меркурий плыл над нами,
Иностранная звезда. "(Светлов М.А. "В разведке")
Re: продолжайте ужасаться:
Date: 2006-02-23 07:30 pm (UTC)и какой в жопу меркурий?!
Re: продолжайте ужасаться:
Date: 2006-02-23 07:42 pm (UTC)Поэтическая вольность;)
Re: продолжайте ужасаться:
Date: 2006-02-26 01:28 pm (UTC)Грррр.
Можно подумать, я спросил, на каком горючем летала ступа бабы яги.
Вопрос был про сюжет, а не про "как на самом деле было".
В комметах над вашим это уже обсудили, и сейчас то же самое буду объяснять в комменте внизу :)
Re: продолжайте ужасаться:
Date: 2006-02-26 01:32 pm (UTC)Re: продолжайте ужасаться:
Date: 2006-02-26 02:07 pm (UTC)Эта предпосылка меня, мягко говоря, огорчает.
Твардовского я тоже читал, кстати.
спокойно:
Date: 2006-02-26 02:32 pm (UTC)Re: спокойно:
Date: 2006-02-26 02:36 pm (UTC)посмеиваясь:
Date: 2006-02-26 02:43 pm (UTC)указав ФАКТЫ неуважительного отношения к себе.
Re: посмеиваясь:
Date: 2006-02-26 02:51 pm (UTC)Re: посмеиваясь:
Date: 2006-02-26 02:54 pm (UTC)То Вам мой тон не нравится, то еще что-то.
Я высказала свое мнение.
Re: посмеиваясь:
Date: 2006-02-26 03:06 pm (UTC)Честно говоря, это просто последней каплей было после всех остальных комментов, объясняющих мне, что "в стихах всё не так как в жизни". Ну знаю я об этом, знаю...
Ничего личного, простите за занудство :) Я мог бы начать вредничать в любом другом треде, спору нет. По делу только первый ответ и был...
Re: посмеиваясь:
Date: 2006-02-26 03:13 pm (UTC)Re: посмеиваясь:
Date: 2006-02-26 03:29 pm (UTC)Спасибо, я обдумаю такой вариант.
no subject
Date: 2006-02-23 11:18 am (UTC)1. Правила "...расстреливать два раза Уставы не велят" нет и не было.
2. Обычная практика расстрелов - уже смертельно раненого расстрельной командой пристреливают в голову.
3. Если же относиться, как к реалистическому произведению - то единственное объяснение, что один из бойцов комендантского взвода открыто отказался стрелять. За что, вообще-то, должен был быть расстрелян здесь же.
no subject
Date: 2006-02-26 01:51 pm (UTC)Да знаю, ЗНАЮ я, что это художественное произведение...
Меня именно условие 3 интересовало. То есть некий сюжетный поворот, который подразумевается, видимо, но мне не очевиден.