[identity profile] t3ma.livejournal.com posting in [community profile] useless_faq
Возможно ли в идеальных условиях расположить две черные дыры так, чтоб они бесконечно обменивались массой?

Date: 2008-09-30 07:12 pm (UTC)
From: [identity profile] repell.livejournal.com
насколько я понимаю чёрные дыры вообще не могут обмениваться массой, только сливаться

Date: 2008-09-30 08:06 pm (UTC)
From: [identity profile] gezesh.livejournal.com
В теории - могут. Если их горизонты событий будут граничить, то излучение Хоккинга от одной дыры будет перелетать к другой. Я себе это так представляю.:)

Date: 2008-09-30 08:19 pm (UTC)
From: [identity profile] kincajou.livejournal.com
может, и будет - но не всё

Date: 2008-09-30 08:26 pm (UTC)
From: [identity profile] gezesh.livejournal.com
Конечно, не все. Но обе дыры будут поглащать равные его объемы друг от друга. Ну, если, конечно, они будут, к примеру, шарообразными.:)

Date: 2008-09-30 08:32 pm (UTC)
From: [identity profile] kincajou.livejournal.com
непоглощённое разлетится в стороны и дырки-таки испарятся

Date: 2008-09-30 08:33 pm (UTC)
From: [identity profile] gezesh.livejournal.com
Испарятся. Но одновременно.:)

Date: 2008-10-01 07:31 am (UTC)
From: [identity profile] potan.livejournal.com
На сколько я понимаю, граничить горизонты событий не могут. Если они соприкоснулись, ЧД сольются.
А излучение Хоккинга и так будет перетекать.

Date: 2008-09-30 07:26 pm (UTC)
From: [identity profile] kincajou.livejournal.com
хмм.. учитывая соображение о том, что при приближении объекта к горизонту событий время для внешнего наблюдается будет замедляться (т.е. для него этот объект будет всё медленнее и медленнее двигаться "внутрь" ЧД), то - можно. Как угодно. Для внешнего наблюдается процесс падения одной ЧД в другую будет "бесконечным"

Date: 2008-09-30 09:55 pm (UTC)
From: [identity profile] wolff1975.livejournal.com
И, что характерно, это мнение Эйнштейна.
(deleted comment)

Date: 2008-09-30 08:02 pm (UTC)
From: [identity profile] gezesh.livejournal.com
Теория относительности.:)

Date: 2008-09-30 08:03 pm (UTC)
From: [identity profile] kincajou.livejournal.com
да обычная такая фича... родовая особенность всех чёрных дыр

Date: 2008-10-01 08:55 am (UTC)
From: [identity profile] wisetomcat.livejournal.com
Это у Вас как у Ахиллеса с черепахой... С чего он будет бесконечным-то?

Date: 2008-10-01 06:00 pm (UTC)
From: [identity profile] kincajou.livejournal.com
с того, что ... эххохо, долго рассказывать. Горизонт событий помешает

Date: 2008-10-02 12:24 am (UTC)
From: [identity profile] oupire.livejournal.com
Если мы будем наблюдать за ними глазами. Масс детекторами какими-нибудь я думаю все увидим прекрасно.

Date: 2008-10-02 05:32 pm (UTC)
From: [identity profile] kincajou.livejournal.com
это если гравитационные волны распространяются быстрее скорости света - предположение сие, мягко говоря, не принято за рабочую гипотезу

Date: 2008-09-30 08:04 pm (UTC)
From: [identity profile] gezesh.livejournal.com
В теория, как я понимаю, можно. Берутся две одинаковые по массе черные дыры в вакууме.

Date: 2008-09-30 08:07 pm (UTC)
From: [identity profile] kincajou.livejournal.com
да можно и разные, вощемта. Другое дело, что Хокинг всем поднасрал со своим этим "квантовым испарением" - нету ничего вечного в природе, даже ЧД не вечны

Date: 2008-09-30 08:09 pm (UTC)
From: [identity profile] gezesh.livejournal.com
Разные нельзя. Тогда сила притяжения одной из них будет больше, и она поглотит другую. По идее.:)

Ну, рано или поздно они обе испаряться - да. Но одновременно.:)
Edited Date: 2008-09-30 08:12 pm (UTC)

Date: 2008-09-30 08:18 pm (UTC)
From: [identity profile] kincajou.livejournal.com
да пускай проглотит... пусть только попытается. Долго пытаться будет.

Date: 2008-09-30 08:19 pm (UTC)
From: [identity profile] gezesh.livejournal.com
В смысле - не получится? Почему?

Date: 2008-09-30 08:21 pm (UTC)
From: [identity profile] kincajou.livejournal.com
да всё по той же причине. Горизонт событий. Чем ближе, тем мееееедленннеееееее... для внешнего наблюдателя, конечно. Для самого падающего объекта "есть только миг, между прошлым и будущим"

Date: 2008-09-30 08:28 pm (UTC)
From: [identity profile] gezesh.livejournal.com
Ну, это-то понятно. Но в данном случае засасыванеи все равно конечно. А если дыры будут по массе одинаковыми, то тут концом будет разве что конец Вселенной.:)

Date: 2008-09-30 08:29 pm (UTC)
From: [identity profile] kincajou.livejournal.com
если дыры будут по массе одинаковы, то они "упадут" в общий центр масс

Date: 2008-09-30 08:31 pm (UTC)
From: [identity profile] gezesh.livejournal.com
Эм-м. Плохо представляю себе этот процесс.

Date: 2008-09-30 08:33 pm (UTC)
From: [identity profile] kincajou.livejournal.com
они притянутся друг к другу. Кто их удержит-то?

Date: 2008-09-30 08:35 pm (UTC)
From: [identity profile] gezesh.livejournal.com
Да, действительно...

Date: 2008-09-30 08:30 pm (UTC)
From: [identity profile] kincajou.livejournal.com
если они будут друг вокруг друга вращаться (очень-очень быстро), то, наверное, процесс ещё растянется, но тоже не будет бесконечным - гравитационные волны должны излучаться, на них потеря энергии будет

Date: 2008-09-30 08:33 pm (UTC)
From: [identity profile] gezesh.livejournal.com
НАсчет конца Вселенной - торможу. Они испарятся, да.:)

Date: 2008-10-01 02:49 am (UTC)
From: [identity profile] fregimus.livejournal.com
Земля бы давно на солнце упала. Черные дыры прекрасно подчиняются небесной механике как массивные точки. Они при любом соотношении масс будут обращаться вокруг общего центра, если у них будет орбитальный момент. А если нет — упадут одна на другую даже при равной массе.

Если ОТО верна.

Date: 2008-10-01 07:34 am (UTC)
From: [identity profile] potan.livejournal.com
И упадет. За счет излучения гравитационных волн. Правда за время, на много превышающее возраст Вселенной.

Re: Если ОТО верна.

Date: 2008-10-01 07:57 am (UTC)
From: [identity profile] fregimus.livejournal.com
Поживем — увидим.

Date: 2008-10-01 06:01 pm (UTC)
From: [identity profile] kincajou.livejournal.com
как давно? расчёты, выкладки, формулы?

Date: 2008-10-01 06:21 pm (UTC)
From: [identity profile] fregimus.livejournal.com
Вы говорите со мной так, как будто моя обязанность Вас убедить. Нет, мой дорогой, это уж Вы сами, хорошо? Ничего за пределами физики 8 класса Вам для этого не потребуется.

Date: 2008-10-01 08:07 pm (UTC)
From: [identity profile] kincajou.livejournal.com
эхм... излучение гравитационных волн - оно кагбэ чуть дальше, чем физика за 8-ой класс

Date: 2008-10-01 09:10 pm (UTC)
From: [identity profile] fregimus.livejournal.com
Волны тут ни при чем. Утверждение было такое, будто черные дыры должны быть одинаковой массы, чтобы друг на друга не упасть. Я ответил, что если бы объекты разной массы во вселенной друг на друга падали, то Земля бы давно упала на Солнце. Фишка в том, что любые массивные объекты могут обращаться по неким траекториям в гравитационно-связанной системе, не падаю друг на друга и не улетая некоторое время из этой системы, и черные дыры исключением тут не будут — вдалеке от сингулярности, на расстоянии, большем радиуса Шварцшильда, они будут вести себя как просто тяжелые объекты — в точности как планеты такой же массы.

Date: 2008-10-01 11:13 pm (UTC)
From: [identity profile] kincajou.livejournal.com
о, я просто не обратил, что вы там комментируете. Утверждение про равные массы - не моё

Date: 2008-10-01 02:53 am (UTC)
From: [identity profile] fregimus.livejournal.com
Нет. Без поправки Хоукинга черные дыры вообще не могут отдавать массу. С поправкой на излучение — вещество непременно покидает черную дыру. Часть вещества выбросится на нестабильные орбиты в двойной системе и рано или поздно либо упадет назад на одну из компонент, либо покинет систему. То есть ответ и в этом случае нет, черные дыры не могут предотвратить испарение друг друга.

Date: 2008-10-01 04:43 am (UTC)
From: [identity profile] bert-msk.livejournal.com
Чтобы обмениваццо массой необходимо для начала открыть бозон Хиггса на коллайдере.