Трудно с вами согласится. Во-первых арифметика и математика - разные вещи (древнегреческие математики и без римских чисел неплохо управлялись). Развитие математики, являющейся наукой абстрактной, вплотную зависит от развития наук, нуждающихся в абстрактных моделях. По-этому математический рывок скорее объясняется продвижением в физике.
Товарищ! Тут все взаимосвязано, я с вами согласен. НО Древние греки не особо преуспевали в математике, не надо. Геометрия - да. Математика - нет. Вспомните хоть одно выражение или формулу из математики имени грека. Дифференциальное, интегральное исчисления, тензоры, матрицы, отрицательные числа, иррациональные, комплексные, вектора, логарифмы и многомного ещё чего было придумано ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО после введения арабских цифр. На закат римских цифр приходится самоесамое начало скачка физики. Галилей вроде в них считал. Мучался бедный. Но все что после - арабские цифры. Более того. Бином Ньютона, как известно, был открыт ещё Омаром Хайамом лет за 500 до этого. И почему?
Спасибо. Помню, что у греков геометрия была вся в общем случае. У Римлян самые уважаемые ученые - агрономы. Аль-Джебер - это уже эпохи крестовых походов.
А как же Сципион Африканский снабжение рассчитывал? Ну, если умножать они умели, тогда запросто. Еще раз спасибо.
Как правило, в римских цифрах умножение не производилось. Для него служил "абак", прибор, сходный с русскими счётами, но вместо закреплённых на проволоках костяшек употреблялись лежавшие в ложбинках доски камешки. Приёмы работы с ним основывались, например, на неявном представлении в двоичном виде (задолго до появления понятия о двоичной системе). Рассмотрим такой приём на примере римских чисел (что, на практике, применялось редко, а использовался абак) Выписывали два числа рядом. Затем одно из них делили пополам (округляя к меньшему), пока не останется 1, второе в тех же строках удваивали. Делить пополам и умножать на два несложно было и в уме. Чётные числа левого столбца вычёркивали, затем складывали все оставшиеся в правом. VI XII III XXIV I XLVIII
XXIV+XLVIII=LXXII
Для сложных вычислений (астрономия, инженерное дело) использовали вавилонскую 60-ричную систему, рудиментом которой является наш счёт времени - минуты, секунды и малоупотребительные терции=1/60 сек.). Для практических инженерных расчётов (строительство, ремесло) использовали графические методы расчёта.
Фигасе? А без абака никак? А ну как рассчитать сколько телег под бурдюки с водой для XX когорты VII легиона и прям щас, ибо вооон колодец мимо проходим? И ведь решали такие задачи на раз. Значит, умножать умели.
Помню из института, рассказывал преподаватель теории электроцепей, что в каком-то европейском университете вплоть до конца 17 века преподавали курс арифметики римских чисел - как их правильно складывать, умножать, делить, и даже производить серьезные операции типа возведения в степень, извлечения корня и т. п. В общем, занятие неблагодарное, малоценное и особо не пользующееся спросом.
no subject
Date: 2008-02-02 10:28 am (UTC)no subject
Date: 2008-02-02 10:35 am (UTC)no subject
Date: 2008-02-02 10:46 am (UTC)(no subject)
From:no subject
Date: 2008-02-02 11:42 am (UTC)L + X + X + II = LXXII
Блин...
Date: 2008-02-02 06:28 pm (UTC)no subject
Date: 2008-02-02 02:43 pm (UTC)no subject
Date: 2008-02-02 02:51 pm (UTC)(no subject)
From:no subject
Date: 2008-02-02 10:40 am (UTC)Именно поэтому.
no subject
Date: 2008-02-02 10:53 am (UTC)Re: Reply to your comment...
Date: 2008-02-02 11:02 am (UTC)Тут все взаимосвязано, я с вами согласен. НО
Древние греки не особо преуспевали в математике, не надо. Геометрия - да. Математика - нет. Вспомните хоть одно выражение или формулу из математики имени грека.
Дифференциальное, интегральное исчисления, тензоры, матрицы, отрицательные числа, иррациональные, комплексные, вектора, логарифмы и многомного ещё чего было придумано ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО после введения арабских цифр.
На закат римских цифр приходится самоесамое начало скачка физики. Галилей вроде в них считал. Мучался бедный. Но все что после - арабские цифры.
Более того. Бином Ньютона, как известно, был открыт ещё Омаром Хайамом лет за 500 до этого. И почему?
Re: Reply to your comment...
From:Re: Reply to your comment...
From:Re: Reply to your comment...
From:Re: Reply to your comment...
From:Re: Reply to your comment...
From:Re: Reply to your comment...
From:Re: Reply to your comment...
From:Re: Reply to your comment...
From:Re: Reply to your comment...
From:Re: Reply to your comment...
From:Re: Reply to your comment...
From:Re: Reply to your comment...
From:Re: Reply to your comment...
From:Re: Reply to your comment...
From:(no subject)
From:Re: Reply to your comment...
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:Re: Reply to your comment...
From:Re: Reply to your comment...
From:Re: Reply to your comment...
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:Определение числа в студию!!!
From:Re: Определение числа в студию!!!
From:Re: Определение числа в студию!!!
From:Re: Определение числа в студию!!!
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:Re: Определение числа в студию!!!
From:Re: Определение числа в студию!!!
From:Re: Определение числа в студию!!!
From:Re: Определение числа в студию!!!
From:Re: Определение числа в студию!!!
From:Re: Определение числа в студию!!!
From:Re: Определение числа в студию!!!
From:Re: Определение числа в студию!!!
From:Re: Определение числа в студию!!!
From:Re: Определение числа в студию!!!
From:Re: Определение числа в студию!!!
From:Re: Определение числа в студию!!!
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2008-02-02 06:08 pm (UTC)no subject
Date: 2008-02-02 07:36 pm (UTC)no subject
Date: 2008-02-02 10:43 am (UTC)no subject
Date: 2008-02-02 10:50 am (UTC)no subject
Date: 2008-02-02 11:35 am (UTC)Помню, что у греков геометрия была вся в общем случае. У Римлян самые уважаемые ученые - агрономы. Аль-Джебер - это уже эпохи крестовых походов.
А как же Сципион Африканский снабжение рассчитывал?
Ну, если умножать они умели, тогда запросто. Еще раз спасибо.
no subject
Date: 2008-02-02 11:39 am (UTC)Во я тупой, раз камент uboyy осмыслял полчаса...
Спасибо.
no subject
Date: 2008-02-02 12:03 pm (UTC)mov BL,'XII'
mul BL
no subject
Date: 2008-02-02 01:15 pm (UTC)no subject
Date: 2008-02-02 05:16 pm (UTC)no subject
Date: 2008-02-02 06:58 pm (UTC)no subject
Date: 2008-02-02 12:21 pm (UTC)no subject
Date: 2008-02-02 06:51 pm (UTC)no subject
Date: 2008-02-02 07:38 pm (UTC)Приёмы работы с ним основывались, например, на неявном представлении в двоичном виде (задолго до появления понятия о двоичной системе). Рассмотрим такой приём на примере римских чисел (что, на практике, применялось редко, а использовался абак)
Выписывали два числа рядом.
Затем одно из них делили пополам (округляя к меньшему), пока не останется 1, второе в тех же строках удваивали. Делить пополам и умножать на два несложно было и в уме.
Чётные числа левого столбца вычёркивали, затем складывали все оставшиеся в правом.
VI XIIIII XXIV
I XLVIII
XXIV+XLVIII=LXXII
Для сложных вычислений (астрономия, инженерное дело) использовали вавилонскую 60-ричную систему, рудиментом которой является наш счёт времени - минуты, секунды и малоупотребительные терции=1/60 сек.).
Для практических инженерных расчётов (строительство, ремесло) использовали графические методы расчёта.
no subject
Date: 2008-02-02 07:44 pm (UTC)И ведь решали такие задачи на раз. Значит, умножать умели.
Вот абак брали и считали.
From:Re: Вот абак брали и считали.
From:no subject
Date: 2008-02-04 10:18 am (UTC)